Метеорологический самолет Ту-16 «Циклон-Н».
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1977 г.
В начале 70-х годов в СССР в рамках создания метеолабораторий по программе «Циклон» наряду с Ил-18Д и Ан-12БП было решено переоборудовать и Ту-16. Программа разрабатывалась Центральной аэрологической обсерваторией (ЦАО) Госкомгидромета СССР. Ту-16 «Циклон-Н» предназначались для активного воздействия на облака, а также для исследования термодинамических параметров атмосферы. Для использования в программе морская авиация выделила два Ту-16К-26 (по другим данным — Ту-16КСР-2-5) № 6203203 и № 6203208.
Переоборудование было выполнено в 1977 году на АРЗ № 20 в Пушкине. Комплекс спецсредств состоял из кассетных держателей КДС-155 для отстрела метеопиропатронов ПВ-50 с йодистым серебром, авиационных метеорологических бомб (от них позднее отказались) или контейнера для сыпучих веществ (в основном, цемента марки «600»). На внешних пилонах предполагалось подвешивать контейнеры типа К-76(л) с реагентом или контейнеры типа КМГ-У. В состав экипажа ввели двух аэрометеорологов: один (руководитель полета) располагался на месте второго штурмана, второй — на месте командира огневых установок.
До апреля 1978 года самолеты принимали ЦАО и ГК НИИ ВВС для проведения совместных испытаний, при этом был сделан целый ряд замечаний. Испытания начались лишь в августе и затянулись до 1980 года, после чего оба самолета, имевших к тому времени гражданские регистрационные номера (№ 6203203 — СССР-42355, № 6203208 — СССР-42484) и типовую окраску Аэрофлота, передали в распоряжение ВВС на аэродром Чкаловская. Первым «боевым крещением» Ту-16 «Циклон-Н» стали полеты в 1980 году над Москвой во время Олимпиады.
В 1986 году оба самолета активно использовались при ликвидации последствий Чернобыльской аварии, разрушая радиоактивные облака. Они также применялись для борьбы с различными метеорологическими явлениями в центральной части России. 19 ноября 1986 года вышло Распоряжение Совмина о переоборудовании обоих Ту-16 «Циклон-Н» в метеолаборатории «Циклон-НМ» для использования в международных программах. К началу 1990-х годов в Пушкине был доработан лишь самолет № 6203203, с которого сняли часть навигационного, радиосвязного оборудования, верхнюю пушечную установку и установили новую аппаратуру для полетов по международным трассам. Но его испытания не были завершены из-за распада СССР. Тем не менее, в течение ряда лет самолет продолжали эксплуатировать в ВВС.
В последний раз предполагалось использовать Ту-16 «Циклон-Н» и «Циклон-НМ» в Чечне в 1995-1996 годах. Самолеты должны были обеспечивать применение боевой авиацией высокоточного оружия с оптоэлектронными системами наведения. Однако этого не произошло, т.к. «Циклоны» сняли с эксплуатации из-за выработки ресурса.
В конце 1970-х годов два заправщика Ту-16З переоборудовали для распыления углекислоты по программе «Циклон». Машины также эксплуатировались в Чкаловской.
ЛТХ:
Модификация: Ту-16 «Циклон-Н»
Размах крыльев, м: 32,99
Длина, м: 34,80
Высота, м: 10,36
Площадь крыла, м2: 164,65
Масса, кг
-пустого самолета: 37730
-нормальная взлетная: 72000
-максимальная взлетная: 79000
Топливо, кг: 36000
Тип двигателя: 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс: 2 х 9500
Скорость, км/ч
-максимальная: 992
-крейсерская: 842
Перегоночная дальность, км: 7200
Боевой радиус действия, км: 3050
Практический потолок, м: 15000
Экипаж, чел: 5.
Ту-16 «Циклон-Н» на рулежке.
Ту-16 «Циклон-Н» на стоянке.
Ту-16 «Циклон-Н» на стоянке.
Ту-16 «Циклон-Н» на стоянке.
Носовая часть Ту-16 «Циклон-Н».
Ту-16 «Циклон-Н» в полете.
Выработавший ресурс Ту-16 «Циклон-Н».
Ту-16 «Циклон-Н». Рисунок.
.
.
Список источников:
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ».
Крылья Родины. В.Сидоров. Дальний реактивный «Ту».
Роман Астахов. Русская Сила. Дальний бомбардировщик и ракетоносец Ту-16.
Авиация и Родина. Ефим Гордон, Владимир Ригмант, Виктор Кудрявцев, Андрей Совенко. Легендарный Ту-16.
Крылья Родины. Владимир Ригмант. О предшественниках великого самолета.
Сайт авиационной истории (aviahistory.ucoz.ru).