Бомбардировщик-ракетоносец средний дальности Ту-16К-26.

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1964 г.

Система дальнего действия К-26 была разработана во исполнение постановления Совета Министров СССР от 11 августа 1962 года. Она предназначалась для ударов самолетами-снарядами по радиолокационно-контрастным морским и наземным целям (самолеты-снаряды типа КСР-2, КСР-5) и работающим корабельным и наземным РЛС.

В состав системы входили:
— самолеты-носители Ту-16К-26 и Ту-16КСР-2-5;
— два самолета-снаряда КСР-5 с обычными и специальными боевыми частями, а также КСР-2 или КСР-11;
— система управления «Взлет».
Самолет-носитель Ту-16К-26 («НК-26», «НК-4») обозначался в производстве как «заказ 386» и представлял собой модификацию самолета-носителя Ту-16К-11-16. Ту-16К-26 был приспособлен для использования самолетов-снарядов типа КСР-2, КСР-11 и КСР-5. Самолет мог использоваться в варианте бомбардировщика в том случае, если базовый Ту-16К-11-16 переделывался из Ту-16А. Отличие самолета Ту-16К-26 отсамолета Ту-16К-11-16 заключалось только в новом ракетном вооружении и доработках, связанных с обеспечением подвески и пуска самолетов-снарядов КСР-5.

Основные изменения заключались в следующем:
— установлена РЛС типа «Рубин-1КВ», которая представляла собой серийную станцию, доработанную в части введения режима обзора местности и выбора цели с помощью аппаратуры ВС-К самолета-снаряда КСР-5;
— доработана система управления пуском КСР-2 и КСР-11 для обеспечения пусков КСР-5, введена аппаратура связи «Рубин-Рица»;
— введена система наддува в полете аппаратурного отсека самолетов-снарядов;
— вместо балочных держателей БД-352 установлены БД-352-11-5.

Самолет-носитель Ту-16КСР-2-5 («НКСР-2-5», «НК-5», в производстве — «заказ 386А») представлял собой модификацию самолета-носителя Ту-16КСР-2 и являлся носителем самолетов-снарядов КСР-2 и КСР-5. Доработка Ту-16КСР-2 в Ту-16КСР-2-5 была аналогична мероприятиям по Ту-16К-26, за исключением установки аппаратуры связи «Рубин-Рица».

Самолет-снаряд КСР-5 был разработан филиалом ОКБ-155 (МКБ «Радуга») в конце 1950-х — начале 1960-х годов КСР-5 могла снаряжаться обычной боевой частью фугасно-кумулятивного действия или специальной боевой частью. Подрыв обычной боевой части происходил при встрече КСР-5 с целью, подрыв специальной боевой части осуществлялся или при встречи с целью, или на заданной высоте.

По аэродинамической схеме планер КСР-5 представлял собой свободнонесущий моноплан со среднерасположенным крылом и нормальным хвостовым оперением. Фюзеляж — тело вращения большого удлинения. Крыло треугольной формы в плане, малого удлинения, со срезанными концами, тонкого симметричного профиля. Хвостовое оперение состояло из управляемого стабилизатора, работающего в режиме элевонов, верхнего управляемого киля и нижнего складывающегося фальшкиля.

На КСР-5 устанавливался двухкамерный, трехрежимный ЖРД типа С5.35 разработки ОКБ А.М.Исаева с турбонасосной подачей топлива и автоматическим регулированием режимов работы. Запуск двигателя производился автоматически через 3 секунды после отцепки самолета-снаряда от носителя. Для двигателя применялось самовоспламеняющееся двухкомпонентное топливо (горючее — ТК-02, окислитель — АК-27П).

Аппаратура управления, размещавшаяся на КСР-5, включала в себя бортовую систему управления БСу-7 на базе электрического автопилота, радиоаппаратуру активного самонаведения ВС-К. Для обеспечения нормальных тепловых режимов работы бортовой аппаратуры самолета-снаряда предусматривались специальные средства теплозащиты и теплосъема. В качестве источника электропитания постоянного тока в автономном полете использовались импульсные батареи одноразового действия. В качестве источника переменного тока служили электромашинные преобразователи. До отцепки питание потребителей КСР-5 осуществлялось от бортовой сети самолета-носителя. Связь систем КСР-5 с носителем осуществлялась через специальные электрические отрывные разъемы и воздушные клапаны системы обогрева специальной боевой части и наддува аппаратурного отсека.

В дальнейшем, в ходе серийного производства эти данные были значительно улучшены. Появилось несколько модификаций КСР-5 (КСР-5П, КСР-5М, КСР-5Б, КСР-5Н) по назначению, по составу оборудования и с данными, отличавшимися от базового начального варианта, а также крылатые мишени типа Д-5НМ (МВ).

Летные испытания системы К-26 начались в октябре 1964 года на двух Ту-16К-26 и Ту-16КСР-2-5, переоборудованных соответственно из Ту-16К-11-16КС № 8204022 и Ту-16КСР-2А № 5202010. В январе 1967 года систему предъявили на совместные Государственные испытания, которые она не прошла ввиду неудовлетворительной точности стрельбы по морским целям. Через год К-26 повторно поступила на ГИ, до момента окончания которых (30 ноября 1968 г.) два опытных ракетоносца выполнили 87 полетов с общим налетом 288 часов. Часть полетов по программе совершили другие самолеты, Ту-16К-26 № 4200703 и Ту-16К-10-26 № 1793014. По морским и наземным целям было выполнено 13 пусков КСР-5, после чего комплекс вновь подвергся усовершенствованиям. Лишь через год, 12 ноября 1969 года, Постановлением Совмина СССР № 882-315 комплекс К-26 приняли на вооружение ДА и Авиации ВМФ.

Начиная с 1969 года, на ремонтных предприятиях ВВС и Авиации ВМФ в Ту-16К-26 были доработаны 15 самолетов Ту-16К-11-16КС. В вариант Ту-16КСР-2-5-11 — один из основных ракетоносных вариантов Ту-16 — были переоборудованы 125 ракетоносцев Ту-16КСР-2-11. Внешним их отличием от Ту-16К-26 стали цельные створки грузоотсека (без следов входного люка оператора). В вариант Ту-16КСР-2-5 были доработаны 110 Ту-16КСР-2А. В отличие от Ту-16К-26 они имели коллиматорный прицел ПКИ, систему слепой посадки СП-50 и позднее, — станции РЭП СПС-5М «Сирень». От Ту-16КСР-2-5-11 внешне эти самолеты отличались отсутствием антенны станции «Рица» на фонаре кабины штурмана и наличием носовой пушечной установки. От исходного Ту-16КСР-2А внешне Ту-16КСР-2-5 отличался антенной станции «Роговица» на фонаре кабины летчиков.

На небольшое количество Ту-16КСР-2-5-11 в 1973 году была установлена комплексная радиолокационно-оптическая система «Рубин-М», созданная на базе РЛС «Рубин-1KB» и отличавшаяся увеличенной дальностью обнаружения. После оснащения этой системой носители приобрели характерный внешний вид: штатное место установки антенны РЛС было гладким, а большой обтекатель антенны станции «Рубин-1М» располагался снизу фюзеляжа перед грузовым отсеком. Из-за необходимости размещения аппаратуры новой РЛС с самолета пришлось снять топливный бак № 3. Дальность пуска КСР-5 увеличилась до 450 км. На этом варианте носителя пушечная установка ПУ-88, как правило, демонтировалась. Станция «Рубин-1М» аналогичным образом устанавливалась и на Ту-16КСР-2-5. От предыдущего варианта самолет отличался отсутствием аппаратуры «Рица».

Вслед за основным вариантом КСР-5 была создана противорадиолокационная модификация этой ракеты с пассивной головкой самонаведения, получившая обозначение КСР-5П. Самолет-носитель стал называться Ту-16К-26П, а вся система — К-26П. Ее составной частью являлась система управления и наведения «Плот», состоявшая из установленной на носителе и сопряженной со станцией «Рица» аппаратуры разведки работающих радаров АНП-К, аппаратуры пассивного самонаведения ракеты ВСП-К, автопилота ракеты БСу-7Н. Комплекс К-26П обеспечивал с одного захода пуск двух КСР-5П по одной цели, а также пуск двух КСР-5П по двум целям, одна из которых находилась на продольной оси самолета, другая — в секторе с углом раствора 7,5°. После пуска самолет имел полную свободу маневра. Подобно обычному К-26, комплекс К-26П мог применять ракеты КСР-5, КСР-2 и КСР-11. Разработка системы К-26П велась согласно Постановлению Совета Министров СССР № 123-43 от 7 февраля 1964 года. Опытный Ту-16К-26П передали на заводские испытания летом 1967 года, Госиспытания начались в апреле 1972 года, а Постановлением Совмина № 643-205 от 4 сентября 1973 года система была принята на вооружение Авиации ВМФ. В 1975 году на флотских ремзаводах Ту-16КСР-2-5-11 стали переоборудовать в Ту-16К-26П.

Для применения новых ракет КСР-5М комплекс К-26П был модернизирован и получил обозначение К-26ПМ, а самолет стал называться Ту-16К-26ПМ или изделие «НК-26ПМ». На нем установили аппаратуру АМП-М, служившую для сопряжения РЛС самолета с аппаратурой ракет. Вариант ракетоносца, оборудованный для индивидуальной защиты станцией радиоэлектронного противодействия ЛО07, обозначался Ту-16К-26-07.

ЛТХ:

Модификация: Ту-16К-26
Размах крыльев, м: 32,99
Длина, м: 34,80
Высота, м: 10,36
Площадь крыла, м2: 164,65
Масса, кг
— пустого самолета: 37730
— нормальная взлетная: 72000
— максимальная взлетная: 79000
Топливо, кг: 36000
Тип двигателя: 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс: 2 х 9500
Скорость, км/ч
— максимальная: 980
— крейсерская: 800-850
Перегоночная дальность, км: 4800
Боевой радиус действия, км: 1900
Практический потолок, м: 11500
Экипаж, чел: 7
Вооружение: 7 х 23-мм пушек АМ-23; боевая нагрузка: 13000 кг в отсеке оружия; бомбы до ФАБ-9000; 2 х КР класса «воздух — поверхность» КСР-5.

Ракетоносец Ту-16К-26 с КР КСР-5.

1а.Ракетоносец Ту-16К-26 с КР КСР-5

Ракетоносец Ту-16К-26 с КР КСР-5.

Ракетоносец Ту-16К-26 с КР КСР-5.

Ракетоносец Ту-16К-26 с КР КСР-5.

2.Ту-16К-26 с КСР-5 в музее ВВС Монино.

Ту-16К-26 с КСР-5 на стоянке музея.

3.Ту-16К-26 с КСР-5 на стоянке музея.

Ту-16К-26 с КСР-5 на стоянке музея.

4.Крылатая ракета КСР-5 под крылом Ту-16К-26. Музей ВВС Монино.

Крылатая ракета КСР-5 под крылом Ту-16К-26.

5.Крылатая ракета КСР-5.

Крылатая ракета КСР-5.

6.Кабина пилотов Ту-16К-26.

Кабина пилотов Ту-16К-26.

7.Ту-16К-26. Рисунок.

Ту-16К-26. Рисунок.

8.Ту-16К-26Б. Рисунок.

Ту-16К-26Б. Рисунок.

Ту-16К-26. Схема.

Ту-16К-26. Схема.

Ту-16К-26. Схема.

.

.

Список источников:
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ».
Журнал «Крылья Родины» №№ 6; 7 за 1995 г. Владимир Ригмант. Ту-16 — самолет-эпоха.
Журнал «Авиация и время». №№01/02 за 2001 г. Ефим Гордон, Владимир Ригмант, Виктор Кудрявцев, Андрей Совенко. Легендарный Ту-16.
Журнал «Крылья Родины» № 5 за 2002 г. Владимир Ригмант. О предшественниках великого самолета.
М.: Яуза, 2015 г. В.Марковский, И.Приходченко. Ракетоносец Ту-16. Триумф советского авиапрома.
Журнал «Авиация и Космонавтика» № 08 за 2016 г. Геннадий Амирьянц. Авиация и люди 100 лет Герою.
АКО. Владимир Ригмант. Реактивный долгожитель.
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Ту-16 — самолет-эпоха.
Николай Якубович, Анатолий Артемьев. Туполев Ту-16. Дальний бомбардировщик и ракетоносец.
Крылья Родины. В.Сидоров. Дальний реактивный «Ту».
Роман Астахов. Русская Сила. Дальний бомбардировщик и ракетоносец Ту-16.
С.Мороз, С.Попсуевич. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР.
Сайт » Уголок неба». 2018 г. страница: «Туполев Ту-16К-26».