Крылатая ракета КСР-5 (Д-5).

Разработчик: МКБ «Радуга»
Страна: СССР
Испытания: 1964-1969 гг.
Принятие на вооружение: 1969 г.

Крылатая ракета КСР-5 (Д-5) в составе комплекса К-26 предназначена для поражения радиолокационно-контрастных морских (надводные корабли) или наземных (мосты, плотины, электростанции) целей.

Постановление СМ СССР о создании системы ракетного вооружения КСР-5 с системой управления «Взлет», было выпущено 24 августа 1962 года. Им задавалась дальность пуска 180-240 км и скорость полета ракеты 3200 км/ч на высоте 22500 м.

Разработка ракетного комплекса К-26 со сверхзвуковой крылатой ракетой Д-5 была начата коллективом МКБ «Радуга» на основе опыта, полученного при создании и эксплуатации ракет КС-1, КСР-2 и КСР-11, но непосредственно за основу были взяты схема и конструкция ракеты Х-22 в качестве её уменьшенного варианта, для перевооружения самолётов типа Ту-16. Комплекс предназначался для борьбы с радиоконтрастными морскими и наземными целями и мог комплектоваться, либо фугасно-кумулятивным зарядом «М», либо ядерным «Н».

В основу построения комплекса К-26 был положен принцип использования сверхзвуковой крылатой ракеты КСР-5 с активным самонаведением по курсу и тангажу на радиотехническом принципе и программным управлением по высоте, обеспечивающим вывод ракеты в стратосферу с последующим пикированием на цель. Система управления «Взлет». КВО — 45 м в варианте ПКР или 1,5-3 км при действиях по наземным целям. По аэродинамической схеме КСР-5 — моноплан со среднерасположенным крылом и оперением. Планер ракеты состоял из фюзеляжа, выполненного в виде тела вращения, крыла малого удлинения треугольного плана со срезанными концами, хвостового оперения с управляемым стабилизатором и верхним управляемым килем (нижний киль был неподвижным). С помощью стабилизатора, работающего в режиме элевонов, крылатая ракета управляется по крену и тангажу, верхним килем — по курсу.

Силовая установке ракеты состоит из жидкостно-реактивного двигателя и топливно-воздушной системы. Двигатель — двухкамерный, с турбонасосной подачей топлива, автоматическим регулированием режимов, одноразового применения. Для регулирования двигателя применялись две программы, включавшие пять режимов с различной тягой от 1120 до 7100 кгс. Для двигателя применялось двухкомпонентное топливо: горючее ТГ-02 (660 л) и окислитель АК-27П (1010 л). Воздушная система ракеты обеспечивала наддув волноводов, баков окислителя и горючего, раскладку нижнего киля и другие операции.

Применение ракетного комплекса К-26 во многом было аналогично комплексу К-16. После обнаружения цели, захвата ее активной головкой самонаведения на автосопровождение и достижения расчетного рубежа пуска выдавалась команда на задействование ампульных батарей ракеты. Через 12-14 с поступала информация о готовности ракеты к пуску. Через 2 с после отцепки запускался двигатель ракеты, она начинала увеличивать скорость и программным механизмом переводилась в набор высоты. Последовательно, через определенное время подключалось радиоуправление ракетой по курсу, по достижении скорости, близкой к М=3 и высоты более 20000 м двигатель ракеты переводился на маршевый режим, а ракета переходила в горизонтальный полет. По достижении наклонной дальности до цели порядка 60 км выдавалась команда о переводе ракеты на пикирование, а управление по тангажу от программного переключалось на самонаведение, а с дальности до цели менее одного километра во избежании «ослепления» радиоголовка отключалась.

Летные испытания комплекса К-26 начались на двух самолетах в октябре 1964 года. На туполевском опытном заводе №156 под него переоборудовали серийные машины производства казанского авиазавода — Ту-16К-11-16КС №8204022 и Ту-16КСР-2А №5202010, выпущенный почти 10 лет назад. Заводские испытания затянулись почти на два года, и на совместные с заказчиком госиспытания комплекс был выведен только в январе 1967 года. Результаты первого этапа испытаний с пусками по морским и наземным целям были сочтены неудовлетворительными из-за малой точности применения по кораблям, продиктованной недостатками системы управления.

4 декабря 1969 г. приказом Министра обороны СССР ракетный комплекс К-26 был принят на вооружение. Его данные и возможности во много раз превосходили все, что до этого создавалось. Комплекс был совместим с комплексами К-11-16 и К-10.

В 1973 г. на вооружение морской авиации стали поступать доработанные ракеты КСР-5П. На базе ракеты КСР-5 разработана мишень КСР-5НМ. Ракета КСР-5П имеет пассивную радиолокационную ГСН и предназначена для поражения РЛС. Применяется на самолетах-носителях — Ту-16К-26, Ту-16К-10-26.

В настоящее время боевые варианты ракет КСР-5, КСР-5Н и КСР-5П сняты с вооружения. В строю остаются несколько носителей Ту-16КРМ, оснащенных ракетами-мишенями КСР-5НМ и MB (низковысотными и высотными). Мишени КСР-5 предназначены для имитации полета самолетов и крылатых ракет различных типов в т.ч. малоразмерных и дозвуковых в широком диапазоне чисел М и высот. Мишени могут оснащаться аппаратурой регистрации параметров траектории атакующей ракеты. Мишени (в отличие от боевых ракет КСР-5) предлагаются на экспорт.

Модификации:
КСР-5 — базовый вариант ракеты.
КСР-5Н — низковысотный вариант ракеты КСР-5, с той же АРЛГСН, что и базовый, но отличавшийся рядом систем, в частности бортовыми источниками питания.
КСР-5П — вариант КСР-5 оснащённый пассивной радиолокационной ГСН и предназначенный для поражения РЛС.
КСР-5М — ракета для борьбы со сложными малоразмерными целями, с повышенной точностью.
КСР-5НМ — низковысотная ракета-мишень.
КСР-5МВ — высотная ракета-мишень.

ТТХ ракет КСР-5:

ТТХ ракет КСР-5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Ракета КСР-5. Тамбов, аэродром ТВВАУЛ.

Ракета КСР-5. Тамбов, аэродром ТВВАУЛ.

3.Ракета КСР-5. Тамбов, аэродром ТВВАУЛ.

Ракета КСР-5. Тамбов, аэродром ТВВАУЛ.

4.Ракета КСР-5. Тамбов, аэродром ТВВАУЛ.

Ракета КСР-5. Тамбов, аэродром ТВВАУЛ.

5.Ракета КСР-5. Тамбов, аэродром ТВВАУЛ.

Ракета КСР-5. Тамбов, аэродром ТВВАУЛ.

6.КСР-5 под крылом носителя.

КСР-5 под крылом носителя.

A left underside view of a Soviet Badger G aircraft in-flight with an AS-6 Kingfisher missile attached to the left wing.

Ту-16 с ракетой КСР-5 на пилоне.

8.КСР-5 под крылом Ту-16 в музее ВВС Монино.

КСР-5 под крылом Ту-16 в музее ВВС Монино.

9.Компоновочная схема КСР-5Н.

Компоновочная схема КСР-5Н.

10.КСР-5 (Д-5). Схема.

КСР-5 (Д-5). Схема.

.

.

Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Крылья Родины. № 6 за 2000 г. Р.Ангельский. Эликсир молодости. О крылатой ракете КСР-5.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин, В.В.Колногоров. Авиационные ракеты большой дальности. Отечественные авиационные ракеты.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «КСР-5».
Фотоархив сайта russianplanes.net