Крылатая противокорабельная ракета КС-1 «Комета».

Разработчик: ОКБ-155
Страна: СССР
Серийный выпуск: 1952 г.
Принятие на вооружение: 1954 г.

8 сентября 1947 году вышло Постановление Совета Министров СССР № 3140-1028 о проведении НИОКР, в ходе которых предполагалось создать противокорабельные самолёты-снаряды с дальностью стрельбы 100 км. В качестве носителя этого оружия предполагалось использовать бомбардировщик Ту-4. Специально для работы над управляемыми ракетами было создано Специальное бюро № 1 (СБ-1, с 1950 года — КБ-1), директором которого был назначен П.Н.Куксенко, а главным инженером — Серго Берия. Проектирование планера было поручено ОКБ-155, которым руководил А.И.Микоян. Непосредственно проектированием ракеты занимался М.И.Гуревич, за основу была принята схема самолета И-300 (МиГ-9) с двигателями РД-20. В 1948 году этом КБ была открыта «тематика Б».

С истребителей МиГ-9 снималось вооружение, устанавливалась система наведения для КС-1 и другая аппаратура. Управляемые лётчиками-испытателями, они имитировали полёт ракеты после сброса с самолёта-носителя. Поэтому неудивительно, что, когда 3 ноября 1949 года ОКБ-155 предъявило новый эскизный проект самолёта-снаряда, он был очень похож на уменьшенную копию более совершенного истребителя И-310 (МиГ-15). Основным отличием самолёта-снаряда от истребителя было крыло малой площади с очень большим для того времени углом стреловидности — 57,5°. По расчету дальность пуска получалась 200 км при массе 2000 кг, но в ходе дальнейшего проектирования летные характеристики снаряда ухудшились, а вес возрос. Пришлось изменить компоновку носовой части и применить более мощный двигатель РД-500. Носителем был выбран дальний бомбардировщик Ту-4 с РЛС «Комета К-1» (К-1) и двумя держателями БД-КС.

С целью постройки опытной серии самолетов-снарядов и проведения их доводки в процессе испытаний в 1951 году при заводе № 1 союзного подчинения в поселке Иваньково Калининской области (ныне — г. Дубна) был организован филиал № 2 ОКБ-155 (ОКБ2-155). Руководителем филиала и заместителем Главного конструктора ОКБ-155 был назначен Я.И.Березняк. До этого завод № 1 использовался как база для КБ по реактивным самолетам немецких конструкторов Бааде и Рессинга. Предприятие имело хорошую производственную базу, но с отъездом немецких специалистов испытывало трудности с кадрами, которые усугублялись удаленностью от Москвы и отсутствием в поселке бытовых удобств. Кроме того, на заводе в плачевном состоянии находилась служба контроля качества, отсутствовала нормативная документация, не было представителей военной приемки. Все это стало причиной того, что задел агрегатов по первым сериям изделия «КС» оказался крайне некачественным — в некоторых местах отсутствовали предусмотренные чертежом заклепочные швы, наблюдались «хлопуны», а из-за того, что антикоррозионное покрытие на одноразовых самолетах-снарядах считалось необязательным многие детали быстро поржавели. Были даже обнаружены смещения стыковых узлов на 10-20 мм от теоретических осей, что делало сборку изделия из таких агрегатов просто невозможной.

Во исправление сложившегося положения начиная с 1952 года руководство завода во главе с его директором С.И.Белиловским проведена огромная работа. Она включала как технологические, так и организационные мероприятия. Например, выделение участка магниевого литья в отдельное подразделение (до того он входил в участок алюминиевых сплавов) позволило резко снизить загрязняемость отливок побочными веществами и обеспечить стабильность их свойств. В 1953 году была создана Центральная заводская лаборатория, обеспечившая проведение строжайшего входного контроля материалов.

Для отработки системы управления с участием КБ-1 и ЛИИ были созданы летающие лаборатории на базе самолетов Ли-2 и МиГ-9 и четыре самолета-аналога «К» (К-1, К-2, К-3 и К-4). Первый полёт пилотируемого прототипа «К» был выполнен 4 января 1951 года (лётчик-испытатель — Амет-хан Султан). Первый сброс прототипа из-под носителя Ту-4К состоялся в мае 1951 года. После проведения 150 пилотируемых полётов в мае 1952 года были начаты беспилотные пуски КС-1 с борта Ту-4К. На первом этапе полёта бортовая система управления ракеты удерживала её внутри луча станции наведения (с учётом показаний барометрического высотомера). Обычно высота полёта составляла 400 м над поверхностью воды, а скорость 1060-1200 км/ч. При подлёте к цели на расстояние 10-20 км бортовой радиолокатор ракеты К-2 захватывал отражённый от цели луч станции наведения К-1, после чего управление «Кометы» переходило в режим самонаведения.

Первый пуск самолета-снаряда с наведением оказался неудачным, но систему удалось довести, и в том же году после успешного завершения СГИ начался серийный выпуск нового оружия. За создание системы «Комета» коллектив ОКБ-155 был отмечен Сталинской премией. 21 ноября 1952 года был проведён последний испытательный пуск на морском полигоне в районе Феодосии. В качестве мишени был использован крейсер «Красный Кавказ», который после попадания в него «Кометы» переломился пополам и затонул.

Серийный выпуск самолетов-снарядов КС-1 был развернут на заводе № 1 в Иваньково. Второго июня 1953 года завод получил № 256 и был переподчинен МАП, 2 мая 1958 года пос. Иваньково включен в состав Московской области, а 13 декабря 1960 года объединен с городом Дубна. Все это повысило привлекательность этого места работы для прибывавших молодых специалистов — выпускников авиационных вузов, и обеспечить кадрами расширяющееся производство.

Серийные изделия КС-1 оснащались двигателями РД-500К. Это были обычные «самолетные» ТРД РД-500, прошедшие капремонт после того, как их назначенный ресурс был израсходован. Но по мере наращивания выпуска на снаряды начали ставить новые двигатели РД-500К, отличавшиеся от самолетной модификации применением по возможности более дешевых материалов.

В июне 1953 года в составе ВВС Черноморского Флота в Крыму на аэродроме «Гвардейское» была сформирована учебная эскадрилья № 27. Первый пуск строевым экипажем был выполнен уже в декабре 1953 года по цели — транспорту «Курск». А осенью 1955 года на базе 27-й эскадрильи был создан 124-й ТБАП ДЦ (позже — МТАП ДД), в составе которого было 12 Ту-4КС, 8 Ту-4 и другая техника. Затем перевооружился на ракетоносцы 5-й МТАП ЧФ. В сумме в эти части поступило около 30 носителей Ту-4К. Первоначально два снаряда КС-1 подвешивались на балочные держатели БД-КС под крыльями бомбардировщика Ту-4К, оснащённого бортовой РЛС К-1М «Кобальт-M». РЛС носителя обнаруживала цель и переходила в режим автосопровождения. При подлёте к цели на удалении до 90 километров и скорости не более 360 км/ч производился пуск ракеты. Ракета просаживалась вниз, одновременно разгоняясь и уходя вперёд, попадая в радиолуч наведения на цель. Сам самолёт-носитель уменьшал свою скорость до 320 км/ч и продолжал вести подсветку цели до её поражения. ГСН ракеты захватывала сигнал на расстоянии 20-30 км от цели, и ракета переводилась на самонаведение.

В 1954 году система ракетного оружия «Комета-М» была принята на вооружение Авиации ВМФ СССР. 124-й ТБАП стал учебным, в нем же велись войсковые испытания системы и создавались тактические приемы. В этом процессе участвовали самолеты-аналоги «К». Часть из них была доработана в 1953 году в вариант КСК (колесное шасси заменили лыжей с деревянным покрытием), а с двух демонтировали кабины и использовали для обучения предпусковым операциям. Кроме того, поступили самолеты-дублеры «Кометы» МиГ-17 (СДК), на которых отрабатывалось наведение.

С августа 1954 года проводились испытания ракеты в комплексе с Ту-16КС в качестве носителя. В 1955 году этот комплекс был принят на вооружение.

ТТХ:

Длина, мм: 8290
Размах крыла, мм: 4722
Высота, мм: 2400
Диаметр корпуса, мм: 1400
Стреловидность крыла по передней кромке — 57,5°
Масса, кг: 2735
Масса БЧ, кг: 1015
Масса топлива, кг: 264
Скорость, км/ч: 1050-1100
Скорость посадочная (пилотируемый прототип), км/ч: 420
Дальность действия, км:
— 70-90 (при пуске с высоты 4000 м)
— 140-160 (модернизированный вариант)
Высота пуска, м:
— до 5000 (КС-1)
— до 10000 (модернизированный вариант)
Пробег (пилотируемый прототип), м: 4000
Масса боевой части, кг: до 600
Тип БЧ: обычная фугасная, взрывчатое вещество — тротил.
Двигатель: 1 х ТРД РД-500К
Топливо: керосин ТС, Т-1
Самолет-носитель: Ту-4К, Ту-16КС.

12.Схема наведения КС-1 на цель.

Схема наведения ракеты КС-1 «Комета» на цель.

1.Ракета КС-1 перед установкой под Ту-16КС.

Ракета КС-1 перед установкой под Ту-16КС.

2.Ракета КС-1 перед установкой под Ту-16КС.

Ракета КС-1 перед установкой под Ту-16КС.

3.КС-1 под крылом Ту-16КС.

Ракета КС-1 «Комета» под крылом Ту-16КС.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

КС-1 под крылом Ту-16КС. Музей ВВС Индонезии.

5.РЛС системы наведения ракеты КС-1.

РЛС системы наведения ракеты КС-1.

6.Летающая лаборатория МиГ-9Л.

Летающая лаборатория МиГ-9Л.

Пилотируемый прототип ракеты КС-1 — «К» под крылом Ту-4К.

7.Пилотируемый прототип ракеты КС-1 - К под крылом Ту-4К.

Пилотируемый прототип ракеты КС-1 — «К» под крылом Ту-4К.

8.Пилотируемый прототип КС-1.

Пилотируемый прототип КС-1.

9.Комета. Аванпроекты 1948 г. Схема.

«Комета». Аванпроекты 1948 г. Схема.

10.КС-1 Комета. Компоновочная схема.

КС-1 «Комета». Компоновочная схема.

Проекции прототипа «К» и крылатой ракеты КС-1. Схема.

.

.

Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
С.Мороз, С.Попсуевич. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР.
Крылья Родины. №№ 6; 7; 8 за 1991 г. В.Казьмин. «Комета» почти не видна.
Крылья Родины. № 10 за 1995 г. Н.Якубович. А «Комета» взошла в зенит.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «КС-1 КОМЕТА».