Экспериментальный самолет СДК (МиГ-17 (СДК)).

Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1952 г.

Для имитации в воздухе крылатой ракеты авиационного ударного комплекса «Комета» и отработки бортовой аппаратуры наведения был создан самолет МиГ-17 (СДК-5) (самолет-дублер «Кометы», иногда в документах встречается упрощенное его обозначение — СДК). За основу взяли МиГ-17, с которого сняли вооружение, над воздухозаборником под обтекателем разместили систему наведения на цель, а в обтекателе над килем установили антенны для приема сигналов от самолета-носителя, корректирующих траекторию полета. Машина оснащалась автопилотом и контрольно-записывающей аппаратурой (КЗА).

Было построено несколько экземпляров имитаторов «Кометы», которые использовались следующим образом. Самолет-носитель с подвешенным СДК взлетал и следовал в район цели. Экипаж носителя должен был работать с ним, как и с реальной ракетой, исключение составлял запуск двигателя на имитаторе, который производился его пилотом. Штурман-оператор, обнаружив цель, переводил аппаратуру в режим автосопровождения и затем давал команду пилоту СДК на запуск двигателя. После этого производилась отцепка и наведение имитатора на цель, причем его пилот в управление не вмешивался. Если машина не отклонялась от нужной траектории, то за 500-600 м до цели летчик отключал автопилот и следовал на аэродром. Результаты пуска анализировались по данным КЗА.

Госиспытания комплекса проходили с июля 1952 года по январь 1953 года и завершились запуском «Кометы» в серийное производство и принятием ее на вооружение. Однако после окончания испытаний использование СДК-5 продолжилось. Дело в том, что реальные пуски ракет заканчивались их разрушением. Это побудило военных использовать в процессе боевой подготовки имитаторы, что позволило более эффективно вести работы по совершенствованию комплекса и отработке его применения. Согласно директиве Главного штаба ВМФ № 53280 от 30 августа 1955 года, в составе авиации Черноморского флота началось формирование 124-го тяжелобомбардировочного авиационного полка дальнего действия, в который вошли 12 носителей Ту-4КС и другие самолеты, в том числе два СДК-5. Существовала аналогичная часть и на Северном флоте.

В 1958 году был выпущен МиГ-17 (СДК-5ТГ) — самолет-аналог СДК-5, переоборудованный под имитатор самолета-снаряда КСС с тепловой головкой самонаведения «Спутник-2», сопряженной с аппаратурой управления С-3. Работу выполнил и передал самолет заказчику завод № .256.

Для отработки систем самолета-снаряда КС был создан самолет-аналог МиГ-17 (СДК-7). В 1953-1954 годах переоборудовано 3 экземпляра по заказу ВВС, а по заказу ВМС в июле-августе 1954 года оборудован 4-й экземпляр самолета, который 22 сентября сдан заказчику. Кроме того в I квартале 1956 года переоборудовано 4 МиГ-17 (СДК-7А), которые были предъявлены ВВС в феврале-июне 1956 года.

В декабре 1957 года появился МиГ-17 (СДК-7ТГ) — самолет-аналог СДК-7, переоборудованный под имитатор самолета-снаряда КС с тепловой головкой самонаведения «Спутник-2», сопряженной с аппаратурой управления К-1М. Работу выполнил и передал самолет заказчику завод № 256.

ЛТХ:

Модификация: СДК
Размах крыла, м: 9,60
Длина самолета, м: 11,264
Высота самолета, м: 3,80
Площадь крыла, м2: 22,60
Масса, кг
-пустого самолета, кг: 3798
-нормальная взлетная: 5200
-максимальная взлетная: 5930
-топлива: 1173
Тип двигателя: 1 х ТРД ОКБ В.Я.Климова ВК-1А
Максимальная тяга, кгс: 1 х 2700
Максимальная скорость, км/ч:
-у земли: 1060
-на высоте: 1114
Практическая дальность, км: 1295
Практический потолок, м: 15600
Экипаж, чел: 1.

1.МиГ-17 (СДК-5)

Экспериментальный самолет СДК (МиГ-17 (СДК-5)).

2.МиГ-17 (СДК-5)

Экспериментальный самолет СДК (МиГ-17 (СДК-5)).

3.МиГ-17 (СДК-5)

Экспериментальный самолет СДК (МиГ-17 (СДК-5)).

.

.

Источник:
Сайт «Уголок неба». 2010 г. страница: «Микоян, Гуревич СДК».