Крылатая противокорабельная ракета КСР-2 (К-16, «изделие 085»).

Разработчик: ОКБ-2-155
Страна: СССР
Начало разработки: 1957 г.
Начало испытаний: 1958 г.
Принятие на вооружение: 1961 г.

КСР-2 — советская крылатая ракета воздушного базирования комплекса К-16, разрабатывалась в качестве замены противокорабельных ракет КС-1 «Комета». Оснащалась фугасной боевой частью, однако могла нести и ядерную БЧ мегатонного класса. Предназначалась для поражения радиолокационно-контрастных морских целей типа крейсер водоизмещением не менее 10 тыс. тонн, а также наземных — железнодорожных мостов, плотин и др.

Основным отличием КСР от «Кометы» была замена турбореактивного двигателя на более простой и дешевый жидкостный реактивный двигатель, и более совершенная система самонаведения. Ракету проектировал Дубненский филиал ОКБ-155 (ОКБ-2-155). Главный конструктор А.Я.Березняк. Жидкостный ракетный двигатель С2.72 разработан КБ-300 А.М.Исаева. ЖРД имел два режима работы — стартовый с тягой 1215 кгс и маршевый с тягой 710 кгс. После отцепки ракета просаживалась на 400-1200 метров, двигатель запускался на 7 секунде. На 40 секунде ЖРД переводился на маршевый режим и подключалась ГСН — ракета при этом уже летела в горизонте со скоростью 1250 км/ч.

Система управления «Рубикон» разработки ОКБ-238.

Опытное производство ракет осуществлялось на заводе № 256 в г. Дубне, серийное производство — на Смоленском заводе № 475.

С 1 июня по 15 ноября 1958 года были проведены совместные летные испытания КСР. В ходе испытаний с бомбардировщика Ту-16КСР было запущено 11 снарядов на дальность до 100 км. Шесть снарядов было выпущено по кораблям-целям (танкерам «Джапаридзе» и «Чкалов»), а остальные — по наземным целям, обозначенным уголковыми отражателями. Из 6 пусков по кораблям на дальность 90-96 км отмечено 4 прямых попадания, 1 промах и 1 пуск не зачтены из-за отказа станции наведения.

Испытания показали, что установленная на самолете-носителе радиолокационная станция наведения К-ПМ обеспечивает при работе по наземной цели на высоте 4- 10 км обнаружение на дальности до 200 км и устойчивое автосопровождение цели на дистанции 160-180 км. Сброс цели с автосопровождения происходил на расстоянии до 13-15 км. При работе по морским целям дальность обнаружения и взятия на автосопровождение зависела от многих факторов, в том числе от типа корабля и направления захода. Так, при высоте полета Ту-16КСР пять километров дальность обнаружения танкеров «Джапаридзе» и «Чкалов» составила 140-160 км, а дальность их устойчивого сопровождения 120-160 км.

Тем не менее было решено провести доработку ракеты. По этому поводу даже вышло специальное Постановление СМ № 998-435 от 22 августа 1959 года. В ОКБ-286 для ракет была разработана усовершенствованная головка самонаведения с антенной увеличенных размеров — диаметр радиопрозрачного обтекателя увеличился почти до миделя ракеты. Наряду с перекомпоновкой носовой части ракеты изменилось и хвостовое оперение — стабилизатор переместили с киля на фюзеляж.

Аэродинамическая схема ракеты нормальная самолетная. Длина ракеты КСР-2 составила 8,62 м, максимальный диаметр корпуса — около 1 м, размах крыльев 4,52 м. Стартовый вес ракеты 4,08 т. Боевая часть ракеты ФК-2 фугасно-кумулятивного действия весом 850 кг. Вес взрывчатого вещества 684 кг. Фугасно-кумулятивная боевая часть ФК-2 пробивала броню толщиной до 300 мм. Для поражения наземных целей предназначалась боевая часть ФК-2Н — фугасная с активной оболочкой. Кроме того, имелась и специальная боевая часть.

Дальность пуска ракет КСР-2 составляла 160-170 км. Цель бралась на автосопровождение за 20-30 км до точки пуска ракеты. В отличие от «Кометы», цель бралась на автосопровождение бортовой РЛС ракеты, а не самолета. При этом можно было направить обе ракеты на одну цель или выбрать для каждой свою цель. Отцепка ракет происходила поочередно. Через 7 с после отцепки запускался двигатель и начинался разгон. Просадка ракеты после отделения от самолета составляла 600-1200 м в зависимости от высоты и скорости полета.

Через 40 с после отцепки механизм времени выдавал команду на подключение автопилота ракеты к РЛС самонаведения КС-11М, а двигатель переводился на маршевый режим. К этому моменту скорость ракеты достигала 1250 км/ч. С приближением ракеты к цели на расстояние 15 км станция К-11М выдавала команду на разориеп-тирование гироскопа упреждения, и управление ракетой производилось уже с учетом скорости цели. Эта же команда использовалась для разблокирования стопорного устройства антенны, и после того, как ее оптическая ось совмещалась с продольной осью ракеты, вновь стопорилась. В таком режиме станция К-11М работала до конца полета ракеты. Когда до цели оставалось 450 м, станция КС-11М выдавала команду на отключение радиоуправления, и ракета продолжала полет, сохраняя последнее положение еще в течение 1,2-1,6 с, после чего переходила на пикирование.

1.Схема наведения ракеты КСР-2.

Схема наведения ракеты КСР-2.

30 декабря 1961 года ракета КСР-2 Постановлением СМ № 1261-537 была принята на вооружение, а в феврале 1962 года было принято Постановление о переоборудовании самолетов Ту-16КС и Ту-16 в носители ракет КСР-2. Ракетный комплекс получил название К-16, позже он был переименован в Ту-16К-16. Комплекс включал в себя ракету КСР-2 и самолет-носитель Ту-16КСР-2 с аппаратурой управления ракетой «Рубикон». Ракета КСР-2 поставлялась в вариантах с фугасно-кумулятивной БЧ ФК-2 и с фугасной БЧ с активной оболочкой ФК-2Н.

В части ракета КСР-2 стала поступать в феврале 1963 года. Всего на эти ракеты перешли 4 авиационных полка. Первые практические пуски производились экипажами 33-го учебного центра с 25 октября по 23 ноября 1962 года.

Параллельно с освоением ракеты в частях велись работы по снижению высоты пуска ракеты. Выяснилось, что ее можно запускать с высоты 2 км.

22 апреля 1968 года вышел приказ министра обороны СССР о доработке ракеты КСР-2 для обеспечения возможности пусков ее с высот от 0,5 до 10 км. Доработанные ракеты получили индекс КСР-24. Просадка ракеты после отцепки уменьшилась до 150-200 м, через 50 с она выходила на высоту пуска, а еще через 40-50 с оказывалась выше на 500-800 м. Дальше полет происходил по наклонной прямой к цели в режиме самонаведения по курсу и высоте. Практические полеты позволили установить, что минимальная дальность пуска ракеты с высоты 500 м ограничивается радиолокационной видимостью цели и временем, затрачиваемым на подготовку ракеты к пуску. Практически она составляла 70-80 км.

Ракетный комплекс Ту-16К-16 имел ряд неустранимых недостатков. Он был подвержен радиоэлектронным помехам, дальность применения сильно зависела от гидрометеорологических условий, волнения моря, имел относительно небольшую скорость и др. Но, несмотря на это, ракета довольно устойчиво наводилась на корабли, а так как каждая из них могла настраиваться на свою частоту, это позволяло применять до 20 ракет без взаимных помех. Для заправки ракет окислителем АК-20Ф использовались специальные заправочные комплексы, и только начиная с 1961 г. и этих целях стали применяться ампульныс средства заправки окислителем — 1 ампула на 2 ракеты.

Согласно Постановлению » 684 от 19 июня 1959 года па базе ракеты КСР была создана ракета-мишень КРМ, предназначенная для отработки комплексов ПВО.

Комплекс Ту-16К-16 получил боевое применение в ходе арабо-израильской войны в октябре 1973 года. Арабы выпустили 82 ракеты КСР-2. Любопытно, что ракеты, проданные арабам, имели только одну частоту наведения, что ограничило число запускаемых ракет и существенно ухудшило помехоустойчивость.

ТТХ:

Длина, м: 8,59-8,65
Диаметр, м: 1,0-1,22
Размах, м: 4,6
Высота ракеты, м: 1,75
Вес, кг: 4,08-4,77
Боевая часть
-вес БЧ, кг: 684
-ядерная: 1 Мт,
-фугасно-кумулятивная: ФК-2, 850 кг
-фугасно-осколочная с активной оболочкой: ФК-2Н
Высота полета, км: 1,5-10
Дальность стрельбы, км: 170-220 (70-150)
Высота применения, км: до 9 (1,5-10)
Скорость полета, км/ч: 1250 (0,9М — 1,2М)
Двигатель: ЖРД С2.72
Топливо: ТГ-02
Окислитель: АК-20Ф
Тип ПУ: БД-352
Самолет-носитель: Ту-16К-11-16, Ту-16К-26, Ту-16К-26П, Ту-16КСР-2-5.

2.Ракета КСР-2 под крылом Ту-16.

Ракета КСР-2 под крылом Ту-16.

3.Ракета КСР-2 под крылом Ту-16. 1

Ракета КСР-2 под крылом Ту-16.

4.Ракета КСР-2.

Ракета КСР-2.

5.КСР-2 на транспортной тележке.

КСР-2 на транспортной тележке.

6.КСР-2 на транспортной тележке.

КСР-2 на транспортной тележке.

7.Подвеска КСР-2 на Ту-16.

Подвеска КСР-2 на Ту-16.

8.Подвеска КСР-2 на Ту-16.

Подвеска КСР-2 на Ту-16.

raketa-ksr-2-s-raskapotirovannoj-gsn

Ракета КСР-2 с раскапотированной ГСН.

11.Самолёт-ракетоносец Ту-16К-16 с ракетами КСР-2.

Самолёт-ракетоносец Ту-16К-16 с ракетами КСР-2.

12.Ту-16К-16 с ракетами КСР-2 ВВС Египта.

Ту-16К-16 ВВС Египта с ракетами КСР-2.

13.ЖРД ракеты КСР-2 С2.72.

ЖРД ракеты КСР-2 — С2.72.

14.Компоновка ракеты КСР-2. Схема.

Компоновка ракеты КСР-2. Схема.

15.Ракета КСР-2. Схема.

Ракета КСР-2. Схема.

.

.

Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
М.Первов. Отечественное ракетное оружие 1946-2000.
С.Мороз, С.Попсуевич. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин, В.В.Колногоров. Авиационные ракеты большой дальности. Отечественные авиационные ракеты.