Стратегический бомбардировщик Ту-16А.

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1954 г.

Самолет-носитель свободнопадающих атомных бомб, первое советское массовое авиационное средство доставки ядерного оружия. В производстве обозначался «заказ 191», в эксплуатации — Ту-16А или «НА».
Ту-16А, в отличие от серийных Ту-16, имел систему электрического обогрева бомбоотсека, термоизоляции и термостабилизации с целью обеспечения необходимых условий для транспортируемого самолетом-носителем атомного боеприпаса. Была введена специальная система подготовки и сброса боеприпаса, внедрены специальные меры для эффективной защиты самолета-носителя от воздействия ударной волны и светового излучения.

Самолеты Ту-16А производились с 1954 года на заводе № 22. Всего, до прекращения серии в 1958 году, было построено 453 машины этой модификации. Это был самый массовый серийный вариант Ту-16. Как и Ту-16, Ту-16А приблизительно в равных долях были поставлены в Дальнюю Авиацию и Авиацию ВМФ. В 1960-е годы 155 Ту-16А переделали в самолеты-ракетоносцы, носители ракет типа КСР-2 и КСР-11. На начало 1980-х годов в строю еще числилось несколько десятков самолетов типа Ту-16А.

Практические работы по Ту-16А начались в середине 1953 года. Для отработки системы предполагалось переоборудовать два серийных самолета под носители атомного оружия. Проектирование должно было быть закончено в ноябре 1953 году, после чего самолеты предполагалось передать для испытаний в специальную организацию, занимавшуюся вопросами ядерного вооружения Советской Армии и находившуюся на аэродроме в Багерово. Все работы по данной тематике возглавлял генерал Чернорез, внесший огромный вклад в дело перевооружения советских вооруженных сил атомным и термоядерным оружием.

Первыми под заказ 191 (Ту-16А) были переделаны второй и третий серийные самолеты (№№ 102 и 103). Эти работы были закончены в 1954 году, а с самолета № 502 началось серийное производство Ту-16А. В конце 1950-х годов весь парк самолетов Ту-16А был доработан по условиям устойчивости к воздействию светового излучения: были заменены некоторые элементы обшивки на более стойкие, поверхности самолета, подвергавшиеся максимальному воздействию светового излучения, покрыли специальной светоустойчивой краской.

В эксплуатации Ту-16А использовались в качестве носителей атомного оружия и обычных свободнопадающих бомб различных типов. В 1970-е годы Ту-16А были модернизированы по электросети, обслуживающей систему подвески специальной боевой части. Кроме того, улучшили биологическую защиту и т.д. (заказ 657).

К концу эксплуатации самолет Ту-16А с двигателями РД-3М-500 (2 х 9500 кг) имел следующие данные и состав основного оборудования и вооружения:
— максимальная взлетная масса — 79000 кг;
— нормальная взлетная масса — 75800 кг;
— масса пустого самолета — 39720 кг;
— максимальная скорость полета на максимальном режиме работы двигателей при полетной массе 55000-70000 кг на высотах 0-500 м — 670 км/ч, 6250 м — 890 км/ч, 10000 м — 960 км/ч;
— максимальное допустимое число М = 0,9;
— практический потолок при взлетной массе 62000 кг — 12800 м;
— практическая дальность по «потолкам» со сбросом 3000 кг на середине маршрута — 5800 км;
— максимальная бомбовая нагрузка — 9000 кг.

Основное оборудование:
— радиолокационная станция РБП-4;
— оптический бомбардировочный прицел ОПБ-11р;
— колиматорный прицел ПКИ;
— оптические прицельные станции ПС-53ВК; ПС-53БЛ; ПС-53БП; ПС-53К;
— радиолокационная стрелковая прицельная станция ПРС-1;
— станция предупреждения об облучении «Сирена-2»;
— станция активных помех СПС-5М;
— аппаратура дальней навигации А-711 с А-713;
— курсовая система — КИ-12; ГПК-52; ДИК-46М;
— навигационный индикатор — НИ-50Б;
— радиотехническая система ближней навигации — РСБН-2С;
— доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-1;
— радиокомпасы АРК-5;
— радиовысотомер больших высот РВ-17М;
— радиовысотомер малых высот — РВ-2;
— звездно-солнечный ориентатор ИАС-1М; АК-53М; ДАК-2;
— автопилот АП-6Е;
— система слепой посадки — СП-50;
— система полета строем — А-326;
— командные радиостанции — РСИУ-5В и Р-832М;
— связная радиостанция — 1-РСБ-70М с приемником УС-9;
— аварийная радиостанция — Р-851.

Бомбардировочное и минно-торпедное вооружение Ту-16А соответствовало по составу аналогичному вооружению Ту-16, за исключением возможности размещения на мостовом балочном держателе МБД6-16 одного из пяти различных типов атомных бомб, состоявших на вооружении Дальней Авиации. Вариант самолета Ту-16А, приспособленный под подвеску мин, имел обозначение «заказ 699».

В конце 1960-х — начале 1970-х годов на небольшой части Ту-16А вместо кормовой пушечной установки ДК-7 и ПРС-1 установили станцию РЭП типа СПС-100 в специальном кормовом радиотехническом отсеке, одновременно в техническом отсеке монтировалась станция РЭП СПС-5 (заказ 2624).

Учитывая опыт локальных войн, в конце 1960-х годов были приняты меры по расширению тактических возможностей Ту-16А. Для этого был подготовлен вариант самолета, приспособленный для несения в бомбоотсеке большого количества бомб малого калибра от 50 до 500 кг (заказ 684/1).

Существовали и другие переделки Ту-16А, отличавшиеся от базовой модели составом оборудования и вооружения. В частности, небольшое количество Ту-16А оснащалось РЛС типа «Рубин» в комплекте с ОПБ-112 (заказ 260).

Одновременно с работами по самолету Ту-95В (Ту-95-202, заказ 242) — носителю водородной бомбы, согласно постановлению Совета Министров СССР от 17 марта 1956 года и приказу МАП от 29.03.1956 г. под самолет-носитель такого боеприпаса был переоборудован Ту-16 № 503. В производстве самолет получил обозначение «заказ 212». В дальнейшем таким образом были переоборудованы еще два серийных Ту-16 (заказ 468): иногда эти машины (по аналогии с Ту-95В) обозначались как Ту-16В. Самолеты использовались при испытаниях и отработках советского ядерного и термоядерного оружия.

Под этим же обозначением Ту-16В («высотный») прорабатывался проект Ту-16 с двигателями ВД-7.

ЛТХ:

Модификация: Ту-16А
Размах крыльев, м: 33,0
Длина, м: 34,8
Высота, м: 10,4
Площадь крыла, м2: 164,65
Масса, кг
— пустого: 37200
— норм. взлетная: 72000
— макс. взлетная: 79000
Топливо, кг: 3600
Двигатель: 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс: 2 х 9500
Скорость, км/ч
— максимальная: 992
— крейсерская: 850
Практическая, км: 5925
Боевой радиус действия, км: 3150
Практический потолок, м: 12300
Экипаж, чел: 7
Вооружение: 7 х 23-мм пушек АМ-23 ( три спаренные башенные установки с дистанционным управлением и одна неподвижная пушка в носовой части).
Боевая нагрузка: 9000 кг в отсеке оружия (бомбы калибром до ФАБ-9000).

Стратегический бомбардировщик Ту-16А.

DN-ST-87-00306

Стратегический бомбардировщик Ту-16А в полете.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Ту-16А на стоянке Технического музея им. К.Г.Сахарова.

3.Носовая часть Ту-16А.

Носовая часть Ту-16А.

Ту-16А на постаменте в Смоленске. Фото / kiba.

Ту-16А на постаменте в Смоленске. Фото / Владимир Петров.

Ту-16А на постаменте в Смоленске. Фото / Мэри Воробей.

4.Ту-16А. Рисунок.

Ту-16А. Рисунок.

.

.

Список источников:
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «Ту».
Владимир Ригмант. Самолеты ОКБ А.Н.Туполева.
АКО. Владимир Ригмант. Реактивный долгожитель.
Журнал «Авиация и время». №№01/02 за 2001 г. Ефим Гордон, Владимир Ригмант, Виктор Кудрявцев, Андрей Совенко. Легендарный Ту-16.
Журнал «Крылья Родины» № 5 за 2002 г. Владимир Ригмант. О предшественниках великого самолета.
М.: Яуза, 2015 г. В.Марковский, И.Приходченко. Ракетоносец Ту-16. Триумф советского авиапрома.
Журнал «Крылья Родины» №№ 6; 7 за 1995 г. Владимир Ригмант. Ту-16 — самолет-эпоха.
Николай Якубович, Анатолий Артемьев. Туполев Ту-16. Дальний бомбардировщик и ракетоносец.
Крылья Родины. В.Сидоров. Дальний реактивный «Ту».
С.Мороз, С.Попсуевич. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР.
Сайт «Уголок неба». 2018 г. страница: «Туполев Ту-16А».
Фотоархив сайта russianplanes.net