Летающая лодка Curtiss Model F/K.
Разработчик: Curtiss
Страна: США
Первый полет: 1913 г.
В процессе испытаний первых летающих лодок Curtiss в 1912 году на свет появилась весьма революционная конструкция. Так, ранние варианты летающих лодок имели своеобразный гибридный фюзеляж — с твердой нижней частью (лодка) и, как описано выше, легкой надстройкой. Данная конструкция была не очень совершенной и постоянно развивалась, что в конечном итоге привело к появлению самолета Model F, который закупался в достаточно большом количестве частными лицами в США и поставлялся вооруженным силам США и других стран.
Первый вариант летающей лодки Model F (1913 года постройки) представлял собой биплан с подвесными элеронами между верхним и нижним крыльями (по типу самолета Model E-75) и имел однореданный фанерный корпус, крыло и хвостовое оперение с полотняной обшивкой. В корпусе в расположенной перед коробкой крыльев открытой кабине плечом к плечу размещались два члена экипажа — пилот и второй пилот (или курсант, или пассажир).
ВМС США приобрели пять летающих лодок данного типа в модификации 1913 года, которые получили обозначение летающие лодки типа «С» (с С-1 по С-5, позже переименованы в AB-1 — AB-5). Одна из этих лодок, С-2, 30 августа 1913 года впервые выполнила полет с автоматическим управлением — по гироскопическому автопилоту марки «Sperry», а 5 ноября 1915 года, уже как AB-2, выполнила первый взлет с катапульты — с борта линкора «Северная Каролина». Кроме того, именно эти летающие лодки стали первыми американскими боевыми самолетами, принявшими участие в реальных боевых действиях. В последнем случае AB-3 и еще одна летающая лодка на борту легкого крейсера «Бирмингем» были переброшены в район Веракрус, что на восточном побережье Мексики, и 25 апреля лейтенант П.Н.Беллинджер совершил на AB-3 разведывательный полет над городом и обследовал бухту на предмет наличия в ней минных банок. Впоследствии данный самолет использовался — уже с обрезанными крыльями — в качестве нелетающего учебного пособия, получившего название «Penguin». Один самолет Model F в модификации 1913 года приобрел Отдел аэронавтики Корпуса связи Армии США.
В 1914 году появился доработанный вариант летающей лодки Model F, отличавшийся от предшествующей модификации бипланной коробкой новой формы — с крыльями равной длины и закругленными законцовками, более жестким корпусом и усиленными стойками, поддерживающими двигатель и обеспечивающими защиту от падения его на экипаж в случае неудачной посадки самолета. На более поздних образцах летающей лодки модификации 1914 года коробка крыльев была заменена на более совершенную, в которой элероны были установлены уже во внешней части задней кромки верхнего крыла.
В вариантах 1913-го и 1914 года выпуска летающая лодка Model F закупалась ВМС США — но до конца 1916 года было приобретено только восемь таких самолетов. Заказы были возобновлены и даже увеличились уже после вступления США в апреле 1917 года в Первую мировую войну, поскольку командование ВМС США выбрало этот самолет в качестве базовой учебной летающей лодки. После апреля 1917 года были приобретены 144 такие машины, а выпуск Model F продолжался вплоть до замены ее в 1918 году на летающую лодку модификации Model MF. В 1917-1918 годах была разработана модификация Model F (Revised), которая существенно превосходила «чистую» модификацию 1914 года, а главное отличие заключалось в переработанной системе управления по крену — элероны расположили на крыле.
Самолет Model F, особенно в своих первых модификациях, был продан в подразделения нескольких зарубежных флотов. Российская Империя закупила значительное количество машин для использования на Балтийском и Черном морях. Итальянцы также летали на самолете Модель F, и восемь аппаратов были построены по лицензии компанией Зари (Zari) в г. Бовизио.
На первых сериях «Model F» стояли межкрыльевые элероны. Таких машин в России было всего семь, так как вскоре после получения большого заказа на эти летающие лодки Кертисс спроектировал специально для России трехместную «Model К» с двигателем в 160 л.с. и увеличенным размахом крыла.
Вначале руководство Русского Императорского Флота возлагало большие надежды на «лодки» Кертисса. Они имели более мощные двигатели, больший размах крыла и, следовательно, обладали лучшей грузоподъемностью, а применение фюзеляжа-лодки вместо поплавков позволяло взлетать и садиться на воду при значительной волне. Если к этому добавить, что Кертисс был согласен продавать их по такой же цене, как свои «D» и «E», становится понятным, почему Морской генеральный штаб принял решение о покупке крупной партии американских летающих лодок. В конце 1914-го — начале 1915 года Кертисс получил от России заказы на 48 летающих лодок, а также на дополнительные двигатели и запасные части к ним. Общая сумма контракта составила около 1 млн. долларов.
Для Гленна Кертисса военный заказ от России был первым по-настоящему крупным контрактом, и он изо всех сил стремился побыстрее «провернуть» выгодное дело. Сотрудник фирмы «Кертисс» Р.Джаннус, принимавший участие в деле с поставкой летающих лодок в Россию, свидетельствует:
«Заказы выполнялись на различных заводах «Кертисса» в спешке, результатом чего явилось очень плохое качество работы во время всего процесса постройки. Двигатель был нового типа, недостаточно отработанный и вскоре снятый с производства. Конструкция лодки тоже была новой, ее даже не успели испытать до того момента, когда большую часть самолетов уже отправили в Россию…»
«Кертиссы» привозили в Севастополь через Черное море. Позднее, когда этот маршрут стал невозможен из-за контроля турецких кораблей и подводных лодок за проливом Босфор, пришлось пользоваться окружным путем, доставляя грузы через северную Атлантику в Архангельск или через Тихий океан во Владивосток, а затем, по железной дороге — в Севастополь. Для приемки и испытаний летающих лодок в начале 1915 года в Севастополь вновь приехал Ч.Уитмер. В конце февраля прибыли ящики с первыми «Кертиссами». Русские морские летчики с нетерпением ждали самолеты, споря между собой, кому первому должна достаться лодка Кертисса. Было решено сразу собрать всю партию самолетов, чтобы затем отправить их для боевых действий в район Босфора.
Вскоре, однако, радужные планы сменились разочарованием. Как показали испытания, у «Model F» оказалось слабое днище, которое нередко проламывалось при посадке на волны. «Ахиллесовой пятой» лодки «Model К» был двигатель. Он сильно вибрировал и поглощал масло в таких количествах, что 20-литровый маслобак опустошался за несколько десятков минут. Часто случались поломки коленчатого вала, бензо- и маслопроводов, ломались болты крепления пропеллера.
Прибывшие на помощь Уитмеру летчики У.Джонсон, Э.Джаннус и целый штат американских механиков, несмотря на все усилия — сверление дополнительных отверстий для смазки коленвала, применение пружин для подвески двигателя и т.д., не смогли исправить ситуацию. В конце 1915 года работы пришлось остановить, так как замерзший порт Архангельска сделал невозможной доставку из США необходимых запчастей. В результате Черноморский флот согласился принять не более трети из 25 полученных в 1915 году лодок Кертисса.
По мере того, как все попытки доработать летающие лодки оканчивались неудачей, отношения между американцами и русскими моряками становились все более натянутыми. Поползли слухи о преднамеренном желании сдать негодную продукцию. Уолтер Джонсон пишет:
«Вначале дружественно настроенные к нам русские офицеры постепенно стали сторониться нас и не проявляли желания помочь в доводке самолетов до работоспособного состояния. Когда лейтенант Утгоф был в Севастополе, он всячески содействовал нам, но после его отъезда в Америку (Утгофа командировали в США в августе 1915 года для контроля за производством заказанных «лодок» — прим. автора) мы потеряли единственного друга. С этого момента ни один из офицеров не проявил к нам расположения и не предложил какой-либо помощи. Мы остались предоставлены самим себе со всеми нашими проблемами.»
Апогеем антагонизма между русскими и американцами стал арест в Севастополе представителя фирмы «Кертисс» в России П.Окса. Его обвинили в шпионаже в пользу Германии и
Австро-Венгрии, мотивируя это тем, что до войны Окс работал сотрудником Кертисса в Берлине и Вене. Он провел в тюрьме несколько недель, прежде чем сумел доказать свою невиновность.
В ответ на телеграммы Морского генерального штаба о недостатках летающих лодок Г.Кертисс слал депеши с заверениями, что с открытием навигации в 1916 году в Россию доставят новые усовершенствованные двигатели и все проблемы будут решены. Однако в начале года на вооружение флота начали поступать летающие лодки Д.П.Григоровича М-5 и М-9, оказавшиеся несравненно лучше «Кертиссов». В связи с этим стало назревать решение об отказе от новых контактов с Кертиссом и перевооружении авиации флота на отечественные самолеты. В феврале 1916 года Тучков сообщил российскому военно-морскому атташе в Нью-Йорке о возможном разрыве контракта, так как принятые «Кертиссы» практически не используются из-за отсутствия запасных частей к двигателям.
«Последней каплей» явилась поломка валов двигателей двух новых лодок «Model К» во время их испытаний весной 1916 года В резолюции, подготовленной на заседании Авиационного комитета Черноморского флота отмечалось, что из-за недостатков в конструкции лодок «Model К» они абсолютно бесполезны для военных целей и не могут использоваться даже для обучения пилотов, так как полеты на них опасны для жизни. Этого же мнения придерживался и В.В.Утгоф. «Летающие лодки типа «К» оказались настолько неудачными, что продолжительные усилия многих людей до сих пор оказываются бесплодными в смысле приведения аэропланов Кертисса в готовность», — писал он по возвращении в апреле 1916 года.
16 апреля 1916 года представители Г.Кертисса были уведомлены о прекращении всяких работ в Севастополе и необходимости забрать оттуда летающие лодки и все другое имущество фирмы. Пытаясь спасти положение, Джаннус и Окс предложили организовать сборку и испытания поступающих в Россию через Архангельск летающих лодок в Петрограде, для использования их в дальнейшем на Балтике. Они начали переговоры с директором петроградского завода пневматических инструментов о сотрудничестве в доводке и ремонте двигателей, а также предложили привезти в Россию в качестве компенсации 50 новых авиамоторов «Кертисс.VX» мощностью 160 л.с., но эти замыслы не имели успеха — запас доверия Кертиссу был исчерпан.
Отчасти доведенные «до ума» экземпляры участвовали в боях на Черном море, пока их не сменили летающие лодки М-5 и М-9.
ЛТХ:
Модификация: Curtiss Model F / Curtiss Model K
Размах крыла, м: 12,67 / 17,00
Длина самолета, м: 8,33 / 8,33
Площадь крыла, м2: 28,50 / 54,00
Масса, кг
-пустого самолета: 517 / 1100
-максимальная взлетная: 820 / 1570
Тип двигателя: 1 х ПД Curtiss VX / 1 х ПД Curtiss VX
-мощность, л.с.: 1 х 100 / 1 х 160
Максимальная скорость, км/ч: 96 / 110
Крейсерская скорость, км/ч: 72 / 86
Продолжительность полета, ч: 4 / 3,5
Практический потолок, м: 2400 / 1500
Экипаж, чел: 2 / 3.
Летающая лодка Curtiss Model F на воде.
Летающая лодка Curtiss Model F на воде. Вариант без межкрыльевых элеронов.
Curtiss Model F на взлете.
Curtiss Model F в полете.
Летающая лодка Curtiss Model F во время испытаний в Севастополе.
Curtiss Model F авиации Балтийского флота.
Curtiss Model F авиации Черноморского флота.
Curtiss Model F во время приемки русскими властями.
Летающие лодки Curtiss Model К и Model F (на втором плане) перед сдачей русским властям.
Летающая лодка Curtiss Model F русской морской авиации.
Летающие лодки Curtiss Model F русской морской авиации.
Летающая лодка Curtiss Model К.
Летающая лодка Curtiss Model К.
Летающая лодка Curtiss Model К.
Curtiss Model K выруливает на взлет.
Curtiss Model MF в полете.
Curtiss Model F ВМС США. Рисунок.
Curtiss Model F ВМС США. Рисунок.
Curtiss Model F авиации русского флота. Рисунок.
Curtiss Model F. Схема.
Curtiss Model K. Схема.
.
.
Список источников:
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
Сайт «Уголок неба». 2012 г. страница: «Curtiss Model F/K».
В.Р.Котельников, Г.Ф.Петров, Д.А.Соболев, Н.В.Якубович. «Американцы» в России.