Григорович Дмитрий Павлович (1883-1938).

Дмитрий Павлович Григорович родился 6 февраля 1883 года в Киеве. Отец, Павел Дмитриевич, работал сначала на сахарном заводе, затем служил в интендантстве военного ведомства. Мать, Ядвига Константиновна, — дочь земского врача. Известный писатель Дмитрий Васильевич Григорович был двоюродным братом деда будущего авиаконструктора.

После окончания реального училища поступил в Киевский политехнический институт. После его окончания в 1909 году в течение года учился в институте в Льеже. В 1911 году Григорович переехал в Петербург, занимался журналистикой, издавал журнал «Вестник воздухоплавания». С 1912 года работал техническим директором завода «Первого Российского товарищества воздухоплавания С.С.Щетинин и К».

В 1913 году сконструировал свою первую летающую лодку М-1. Причем работы по этому аппарату начались почти случайно. Морской летчик капитан Д.Н.Александров разбил летающую лодку «Доннэ-Левек», несколько разнотипных экземпляров которой, купленные во Франции в 1912-1913 годах, эксплуатировались в морской авиации Балтийского моря. По-видимому, полет Александрова, закончившийся аварией, был им произведен с нарушением каких-то формальностей и ему угрожало взыскание, которого можно было избежать, отремонтировав самолет и тем вернув казне убыток. Александров обратился на Русско-Балтийский вагонный завод. Там за ремонт запросили 6500 руб., на заводе Лебедева — 6 тыс. руб. Такая цена была Александрову не по средствам. Тогда он обратился на завод Щетинина. Здесь Д.П.Григорович, по совету заведующего чертежным бюро Андрея Николаевича Седельникова, уговорил Щетинина отремонтировать самолет бесплатно, но при этом изучить его для дальнейших работ по летающим лодкам, к которым собирались приступить. С Александрова взяли для приличия 400 руб. и самолет ему отремонтировали. Поскольку нос лодки был разбит совершенно. Д.П.Григорович восстановил его по своим соображениям, сделав более килеватым. В общем получилась лодка «Доннэ-Левек», но с изменениями. Она исправно летала и Александров благополучно вернул ее морскому ведомству.

После постройки экспериментальных летающих лодок М-2, М-3, М-4, в 1914 году он создал летающую лодку М-5. Это был двухместный биплан деревянной конструкции, имевший следующие характеристики: размах крыльев — 11,5 м; площадь крыла — 30 м2; общий вес — 660 кг, полезная нагрузка — 300 кг. Гидросамолет развивал скорость 128 км/час. Летающая лодка поступила на вооружение российского флота в качестве разведчика и корректировщика артиллерийского огня. 12 апреля 1915 года М-5 совершила первый боевой вылет. Серийная постройка М-5 продолжалась до 1923 года.

Вслед за М-5 Григорович строит более тяжёлый гидросамолёт М-9, предназначенный для нанесения бомбовых ударов по кораблям и береговым объектам. В 1916 году после успешных летных испытаний гидросамолёт был принят на вооружение. В сентябре 1916 года морской лётчик Ян Нагурский выполнил на М-9 мёртвую петлю. Григорович спроектировал первый в мире гидросамолёт-истребитель М-11. В 1916 году Григорович создал два сухопутных самолёта: С-1 и С-2. Самолёт С-2 представлял собой один из первых в мире самолётов-двухвосток. В июле 1917 года Григорович стал владельцем завода, отделившегося от завода С.С.Щетинина, на котором он раньше работал. В 1918 году после национализации завода Григорович уехал в Севастополь.

В 1922 году Григорович переехал в Москву. Здесь, возглавляя конструкторский отдел авиазавода ГАЗ №1 (бывший «Дукс»), он принимал участие в разработке первого советского, истребителя-моноплана И-1. В дальнейшем возглавил разработку и запуск в серию истребителя И-2.

В конце 1924 году Григорович переехал в Ленинград на завод «Красный лётчик» (бывший завод Щетинина «Гамаюн»). Григорович сделал многое для возрождения завода. Здесь он организует отдел морского опытного самолётостроения (ОМОС).

В конце 1927 году коллектив ОМОС Григоровича переведен в Москву и получил название ОПО-3 (опытный отдел-3). 1 сентября 1928 года Григорович был арестован ГПУ. С декабря 1929 по 1931 год Григорович находясь в заключении в Бутырской тюрьме работал в так называемой «шарашке» — ЦКБ-39 ОГПУ совместно с Н.Н.Поликарповым. Участвовал в создании в 1930 году истребителя И-5.

В начале 1930-х годов руководил созданием серии пушечных истребителей (И-Z, ИП-1, ИП-2, ИП-3) под динамо-реактивные пушки Курчевского.

Параллельно с конструкторской работой в 1930-е годы Григорович преподавал в МАИ. Позднее он стал профессором, заведующим кафедрой конструкции самолетов.

Дмитрий Павлович Григорович умер от рака в 1938 году.

1.Ученик реального училища Дмитрий Григорович.

Ученик реального училища Дмитрий Григорович.

2.Студент политехнического института Д.Григорович.

Студент политехнического института Д.П.Григорович.

Сотрудники конструкторского отдела авиазавода № 1 (ДУКС). Д.П.Григорович (в центре), В.Л.Коровин-Кербер (на полу, крайний слева). Москва, 8 декабря 1923 г.

Основной состав Отдела Морского Опытного Самолетостроения (ОМОС). В центре сидит Д.П.Григорович, по его правую руку сидит В.Б.Шавров, по левую — П.Д.Самсонов. Слева во втором ряду стоит В.М.Мясищев. Ленинград, весна 1927 г.

3.Д.П.Григорович у опытного ИП-1

Д.П.Григорович у опытного истребителя ИП-1.

.

.

Список источников:
Техника молодёжи №2 2013 г. Михаил Дмитриев. Летающие лодки Григоровича.
М.А.Петров. Доклад: Д.П.Григорович — создатель гидросамолета.
А.Григорьев. Самолеты Д.П.Григоровича.
Михаил Маслов. Самолеты Дмитрия Григоровича.