Летающие лодки М-2, М-3, М-4.

Разработчик: Григорович
Страна: Россия
Первый полет: 1914 г.0.М-2

Следующей за М-1 летающей лодкой Григоровича стала М-2 (Морской второй) — более крупная, тоже двухместная, с двигателем «Clerget» мощностью 80 л.с. Размеры и площадь крыльев были значительно увеличены, обводы лодки сильно изменены. Хвостовая часть трехгранного сечения (вершиной вверх) была приподнята на хвосте. Угол продольной кнлеватости был очень мал, редан вогнут и невысок. Под хвостом была пристроена на шарнирах лыжа — «лопата» с резиновым буфером для лучшего отрыва хвоста от воды на разбеге. Коробка крыльев, установленная над корпусом лодки, монтировалась на стойках мотоустановки на высоте 100 мм над лодкой. Стабилизатор был сильно увеличен. Впервые в России постройка корпуса лодки М-2 производилась на стапеле килем вверх.

Первый самолет построили в середине августа 1914 года и 31 августа начались испытания в Гребном порту. Они закончились катастрофой, летчик-испытатель П.В.Евсюков погиб. Остальные три аппарата типа М-2 сдали флоту в конце 1914 года. Их использовались на Балтике до зимы 1915-1916 годов. Две оставшиеся от контракта лодки отправили в Севастополь 10 марта 1915 года, под номерами «29» и «30» они участвовали в боях.

За М-2 последовала летающая лодка М-3 (Щ-3, Морской третий, «Щетинин третий») . Это было видоизменение самолета М-2 с двигателем «Gnome Monosoupape» мощностью 100 л.с., корпус лодки оставлен прежний, но еще раз был изменен профиль крыльев. Полеты показали, что улучшений по сравнению с лодкой М-2 не получилось. Неудовлетворительной была мореходность. Пробовали испытывать без лыжи на хвосте — получалось хуже.

После опытной лодки М-3 была выпушена серийная летающая лодка М-4 (Щ-4). Этот гидросамолет являлся видоизменением М-3 с тем же двигателем. Был изменен профиль крыльев и незначительно — корпус лодки. Редан был вогнутый, низкий, угол продольной килеватости очень малый. Первоначально была лыжа «лопата», потом она была снята. Стабилизатор был сделан с изменяемым в полете углом установки, для чего служил винтовой подъемник под его передней кромкой. Работы проводились зимой 1914-1915 годов. Все проведенные изменения дали некоторое улучшение и после испытаний, проведенных в Севастополе весной 1915 года, летающая лодка М-4 была принята морским ведомством в четырех экземплярах (два на Балтийском и два на Черноморском флоте).

ЛТХ:

Модификация: М-2 / М-4
Размах крыла, м: 13,68 / 13,62
Длина, м: 8,00 / 8,00
Площадь крыла, м2: 33,50 / 37,90
Масса, кг
-пустого самолета: — / —
-нормальная взлетная: 870 / 870
Тип двигателя: 1 х ПД «Clerget» / 1 х ПД «Gnome Monosoupape»
-мощность, л.с.: 1 х 80 / 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч: 100 / 110
Крейсерская скорость, км/ч: 76 / 80
Практическая дальность, км: 320 / 320
Экипаж, чел: 2 / 2

1.Гидросамолет М-2 борт. № 29

Летающая лодка М-2 бортовой № 29.

2.Летающая лодка М-2 на черноморском побережье.

Летающая лодка М-2 на черноморском побережье.

3.Лет. лодка Григоровича М-3.

Летающая лодка Григоровича М-3 (Щ-3).

4.М-4 на пирсе

Летающая лодка М-4 на пирсе.

5.М-2. Рисунок

М-2. Рисунок.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
А.О.Александров. Аппараты Щетинина и Григоровича.
Журнал «Авиация и Космонавтика» № 5 за 2012 г. Михаил Маслов. Самолеты Дмитрия Григоровича.