Авиационный крупнокалиберный пулемет ШВАК.
Разработчики: Шпитальный, Владимиров
Страна: СССР
Начало разработки: 1932 г.
Испытания: 1933 г.
Принят на вооружение: 1934 г.
В Советском Союзе первые работы по созданию крупнокалиберного пулемета стартовали в 1929 году, когда в КБ-2 был разработан первый проект пулемета конструкции В.А.Дегтярева с питанием из жестких обойм и газоотводной автоматикой, повторяющей пулемет ДП.
Тогда же, в 1929 году появился новый мощный безрантовый патрон, известный ныне как 12,7х108, один из самых мощных патронов своего класса, спроектированный специально под использование из магазинов.
В конце 1930 года в мастерской БНКиС завода № 2 собрали первые два опытных образца крупнокалиберного пулемета конструкции Дегтярева с дисковым магазином конструкции А.С.Кладова емкостью 30 патронов.
В феврале 1931 года прошли сравнительные испытания пулемета Дегтярева с разработанным ТОЗ пулеметом «системы Дрейзе». В мае того же года на испытания был представлен доработанный образец пулемета с приемником Г.С.Шпагина под матерчатую ленту.
Надо отметить, что как раз в этот период, а конкретно 9 февраля 1931 года, постановлением правительства была инициирована программа создания авиационной версии крупнокалиберного пулемета. Причем характерно, что оговаривалось применение принятого на вооружение нового патрона 12,7х108 ДК.
В следующем, 1932 году пулемет, получивший обозначение ДК-32, был формально принят на вооружение. Одновременно на испытания был выставлен авиационный вариант ДАК-32, унифицированный с пехотным пулеметом. И как раз в этот период появляется первое упоминание о пулемете ШВАК, опытный образец которого был закончен в изготовлении 28 мая 1932 года.
И как раз с этого момента начинаются загадки. Дело в том, что если принять за точку отсчета вышеупомянутую дату появления пулемета ШВАК, то обращает на себя внимание факт, что разработка 12,7-мм пулемета велась Б.Г.Шпитальным практически параллельно с 7,62-мм пулеметом ШКАС, который на тот момент еще только проходил испытания и отработку конструкции. Таким образом, можно сделать вывод, что Б.Г.Шпитальный, работая на тот момент в Проектно-конструкторском бюро в составе Тульского оружейного завода и являясь автором идеи барабанной системы подачи патронов, реализованной в пулемете ШКАС И.А.Комарицким, взялся за крупнокалиберную версию пулемета как раз после вышеупомянутого постановления правительства от 09.02.1931 г.
Очевидно то, что Шпитальный, на тот момент не обладая достаточным опытом конструкторской работы, не был в состоянии самостоятельно реализовать идею «масштабирования» ШКАСа до 12,7-мм калибра. И если фактической детальной разработкой ШКАСа занимался И.А.Комарицкий, то крупнокалиберную версию поручили инженеру-самоучке того же ПКБ — С.В.Владимирову.
При этом уже на стадии разработки стало очевидным, что используя идентичный принцип подачи патрона из ленты к патроннику, путь к которому патроны проходили по сложной круговой траектории, применить уже принятый на вооружение безрантовый патрон ДК 12,7х108 не удастся без изменения конструкции барабанного механизма. Дело в том, что у пулемета ШКАС отечественный патрон 7,62х54R двигался по спирали барабанного приемника, цепляясь за канавки в барабане и кожухе барабана выступающей фланцем-закраиной. «Рантовые» патроны уже тогда считались неудобными для использования в магазинных подачах, и повсеместно в мировой практике от них отказывались. В СССР эта тенденция также имела место быть, новый крупнокалиберный патрон имел канавку под экстрактор и идеально подходил для любых магазинов, но не годился для барабанной подачи системы Шпитального.
Иными словами, под крупнокалиберный пулемет Шпитального-Владимирова требовался новый патрон. Одному богу известно, какими путями Шпитальному, в 1932 году еще не имевшему достаточного веса в среде советских оружейников, удалось продавить производство нового 12,7-мм патрона под свое оружие. Абсолютно идентичный по баллистике «дегтяревскому» патрону, использующий ту же номенклатуру пуль, патрон ШВАК 12,7×108R имел выступающую закраину. Причем, судя по всему, лоббирование нового патрона было настолько серьезным, что В.А.Дегтярев в ряде своих опытных проектах крупнокалиберного пулемета 1933-1934 годов предусмотрел использование рантового патрона ШВАК наряду со стандартным.
Патроны 12,7х108 — ДШК вверху и ШВАК внизу.
Дальнейшие события добавляют вопросов. В 1932-1933 годах крупнокалиберный пулемет Шпитального-Владимирова прошел полигонные испытания, показав чрезвычайно высокий темп стрельбы, достигавший 700-800 выстр/мин, что контрастировало с первыми серийными ДК, выдававшими только 300-400 выстр/мин. При этом подробности отчетов об испытаниях отсутствуют. А уже в 1934 году был принят на вооружение под названием 12,7-мм авиационный пулемет системы Шпитального и Владимирова — ШВАК (Шпитальный — Владимиров — авиационный — крупнокалиберный).
12,7-мм пулемет ШВАК с выводом гильз вперед.
Интриги добавляет факт, что когда Б.Г.Шпитальный в 1934 году получил «высочайшим распоряжением» собственное ОКБ-15, главный разработчик ШВАКа Семен Владимирович Владимиров тогда же, в мае 1934 года внезапно переводится из тульского ЦКБ стрелкового вооружения (ЦКБСВ) не к своему руководителю в новую структуру, а в Ковровское ПКБ, руководимое Дегтяревым, где продолжает заниматься доводкой ШВАКа. Перевод Владимирова вместе с проектом пулемета в Ковров удивительным образом совпадает с остановкой работ по пулемету ДК, который снимают с производства в 1935 году под предлогом низкой практической скорострельности. Одновременно Шпитальный, активно лоббируя свой ШВАК, по всей видимости, убеждает Сталина, что новый крупнокалиберный пулемет идеально подходит не только для авиации, но и как универсальное оружие для армии и флота в качестве зенитного и противотанкового. На счастье И.В.Сталин не стал останавливать экспериментальные работы Дегтярева по совершенствованию пулемета ДК, которые привели в 1938 году к появлению одного из лучших пулеметов своего класса — знаменитого ДШК. А счастье заключалось в том, что крупнокалиберный ШВАК оказался не так хорош, как расписывал его Шпитальный.
Как и на большинстве автоматических газоотводных систем, ШВАК имел газовый регулятор с четырьмя газоотводными отверстиями разного диаметра, призванными регулировать темп стрельбы. Больше диаметр — большее количество газов отводится из ствола, возрастает энергия, приводящая в движение автоматику, и темп стрельбы возрастает. Меньше отверстие — темп стрельбы падает. Но пулемет ШВАК, изначально заточенный под высокий темп стрельбы, необходимый для авиационного применения, оказалось не так просто адаптировать для наземного применения, где излишняя скорострельность вредна, поскольку ведет к преждевременному износу перегретого ствола. Оказалось, что при снижении темпа стрельбы менее 700 выстр/мин за счет уменьшения газоотводного отверстия, аккумулированной пружиной энергии для надежного отражения экстрагированной гильзы не хватает и пулемет тривиально клинит.
Дополнительные сложности доставляло устранение задержек пулемета, требующее частичной разборки оружия, и, как уже отмечалось выше — «свой» патрон с закраиной, который не годился для магазинного питания.
В течение 1935-1936 годов на Ковровском заводе были выпущены 6 «сухопутных» пулеметов ШВАК (при плане 40 шт.) и 86 авиационных (при плане 410 шт.). Возможно, некоторое количество (не более нескольких десятков) было выпущено в первой половине 1937 года.
В «сухопутном» варианте пулемет ШВАК (индекс 56-П-533) имел оребренный ствол и дульный тормоз, идентичный пулемету ДК и комплектовался различными станками — колесно-треножным Колесникова, универсальным колесным лафетом-станком Лещинского, треножным зенитным лафетом Атслега и морской тумбовой зенитной установкой Ершова, Иванова, Панова. Также монтировался 12,7-мм ШВАК на зенитную стойку Ершова, Иванова, Чернышева для установки в кузове грузовиков в качестве средства мобильного ПВО. Также на пехотной версии ШВАК ставился и оптический прицел.
12,7-мм ШВАК на колесно-треножном станке Колесникова.
12,7-мм ШВАК на колесно-треножном станке Колесникова.
12,7-мм ШВАК на колесно-треножном станке Колесникова.
12,7-мм ШВАК на лафете РМ-12,7 Атслега. Боевое положение.
12,7-мм ШВАК на лафете РМ-12,7 Атслега. Походное положение.
12,7-мм ШВАК на лафете Лещинского. Боевое положение.
12,7-мм ШВАК на лафете Лещинского. Походное положение.
12,7-мм ШВАК на зенитной стойке Ершова, Иванова, Чернышева на грузовике ГАЗ-АА.
12,7-мм ШВАК на морской установке ТУМ-12,7Ш конструкции Ершова, Иванова, Панова.
Что касается авиационных пулеметов ШВАК, известно, что было выпущено несколько модификаций с различными схемами вывода гильз, главным образом для турельных установок, в том числе экспериментальных механизированных турелей с электроприводом «Алдис». Существовал также крыльевой вариант ШВАКа, отличный от турельного отсутствием рукояток управления и тросовой системой зарядки. В 1937 году были разработаны также моторный и синхронный варианты ШВАК.
12,7-мм пулемет ШВАК для электрофицированной турели с выводом гильз назад.
12,7 мм ШВАК на электрофицированной турели «Алдис» с автоматической подачей ленты.
12,7 мм ШВАК на электрофицированной турели «Алдис» на ТБ-3.
12,7 мм ШВАК на электрофицированной турели «Алдис» на ТБ-3.
В конце 1937 года в КБ Н.Н.Поликарпова исследовались возможности установки синхронных крупнокалиберных пулеметов ШВАК. После перевода КБ на завод № 156 эти работы включили в список плановых заданий коллектива и для их реализации с завода № 21 на завод № 156 передали один И-16 тип 5 и один И-16 тип 10. Синхронные пулеметы ШВАК устанавливались под обшивкой фюзеляжа сверху на лонжеронах крыла. И-16 тип 5 с этим оружием получил обозначение И-16ШВ, а тип 10 — И-16ШВС. У последнего пулеметы ШКАС в крыле сохранялись.
В июне 1938 года И-16ШВ, а в июле и И-16ШВС передали на полигон авиационного вооружения. Результаты стрельб оказались хорошими, и заводу № 21 заказали серию из трех И-16ШВС для войсковых испытаний. По распоряжению главного инженера завода № 21 Куприянова за подписью главного конструктора Пашинина от 21 января 1939 года самолетам с синхронными ШВАК 12,7 мм присвоили обозначение И-16 тип 16. По стандарту ШВС доработали три машины: №№ 16211, 16212, 16213. После заводских испытаний по сокращенной программе все три самолета передали в НИИ ВВС для прохождения войсковых испытаний.
В 1938 году в НИИ ВВС испытали еще один И-16 тип 5 с двумя синхронными пулеметами ШВАК, расположенными в развитых зализах крыла истребителя. Проект был выполнен Веневидовым и Можаровским в ОКБ Военно-воздушной академии им. проф. Н.Е.Жуковского. Его сочли нецелесообразным из-за возрастания аэродинамического сопротивления, вызванного увеличенными объемами зализов.
К 1937 году В.А.Дегтярев в содружестве с Г.С.Шпагиным довел свой крупнокалиберный пулемет до приемлемых ТТХ, в результате в версии ДШК-38 дав стране универсальное оружие, несравнимо менее технологически сложное, чем ШВАК, по почти вдвое более низкой цене. Если на 1938 год наркомат вооружений устанавливал за один пулемёт ДШК стоимость «по договору» 13635 руб. (с ЗИП), то пулемет ШВАК обходился в 22460 рублей. При этом на базе ДШК были разработаны и авиационные версии ДШТА, ДШКА и ДНК, по темпу стрельбы нисколько не уступавшие ШВАК, но значительно менее технологически сложные и в полтора раза более легкие, к тому же допускавшие применение как ленточной подачи, так и магазинной.
12,7-мм пулемет ДШК-38.
12,7-мм пулемет ДШК-38.
В 1937 году Наркомат вооружений окончательно определился с унификацией патрона, оставив в производстве только более универсальный безрантовый 12,7х108 мм, сняв с производства патрон ШВАК, а следовательно завершилось и производство пулемета ШВАК, который уступил место 20-мм пушке ШВАК, такой же сложной и дорогой, использующей также рантовые патроны, но из-за достаточно узкой специализации этой системы на такие «мелочи» можно было закрыть глаза.
В предвоенные годы немногочисленные выпущенные 12,7-мм пулеметы ШВАК встречались в войсках на различных пехотных и зенитных установках, но к началу Великой Отечественной войны практически полностью исчезли.
Можно лишь сожалеть, что благодаря интригам Б.Г. Шпитального, при любом случае старавшегося «топить» конкурентов, страна потеряла несколько лет, за которые вполне можно было оснастить армию более надежными пулеметами Дегтярева, которых очень не хватало в годы войны.
К слову сказать, нарком вооружений и будущий министр обороны СССР Д.Ф.Устинов, которому Шпитальный немало попортил крови во время войны, сразу же после смерти Сталина уволил последнего с должности главного конструктора, расформировав руководимое им ОКБ-15, и отправил Шпитального в почетную ссылку на преподавательскую работу.
Конструктивно 12,7-мм пулемет ШВАК идентичен 7,62-мм ШКАС с отличиями в мелочах. Ствол длиной 1246 мм имел 8 правосторонних нарезов. Подача патронов из оригинальной рассыпной ленты производилась снизу-справ от ствольной коробки через барабанный механизм за 10 шагов.
ТТХ пулемета ШВАК:
Калибр, мм: 12,7
Длина, мм: 1726
Длина ствола (стволов), мм: 1246
Число нарезов: 8
Масса, кг: 40 кг (тело пулемета)
Скорострельность, выстр./мин: 700-800
Начальная скорость пули, м/сек: 830
Число стволов: 1
Патрон: 12,7 х 108R ШВАК (не ДШК)
.
.
Список источников:
Александр Широкорад. История авиационного вооружения.
Евгений Аранов. Стрелковое вооружение СССР. 12,7-мм пулемет ШВАК.
С.Л.Федосеев. Пулеметы России. Шквальный огонь.