Истребитель И-16 тип 5.

Разработчик: Поликарпов
Страна: СССР
Первый полет: 1934 г.

Серийный выпуск истребителя И-16 тип 4, начатый в 1934 году, по настоящему развернулся только на следующий год. Даже те И-16, которые были выпущены и засчитаны в производственный план 1934 года, продолжали доводиться и в 1935 году. Тогда же появилась возможность устанавливать на самолет двигатели М-25, являющиеся советской копией американского Wright «Cyclone» F-3. Производство этих двигателей развернули на вновь построенном авиазаводе № 19 в городе Пермь, на Урале. За 1935 год, используя зачастую американские детали, завод выпустил 660 двигателей М-25. Часть этих двигателей предназначалась для И-16. Новая модификация самолета уже была построена в Москве, пять первых машин этого типа вошли в «красную пятерку», а самолет № 54 (№ 123954), выпущенный 25 апреля 1935 года подвергся тщательным заводским испытаниям. Имея полетный вес 1432 килограмма, он развивал скорость на трехкилометровой высоте 456 км/час. В целом этот И-16 очень напоминал третий опытный экземпляр с двигателем Wright «Cyclone» F-3, однако капот двигателя несколько изменился и получил лобовые жалюзи, элеронная щель была заделана, а клапаны-обтекатели вдоль всего размаха оперения сменились маленькими крышками на узлах навески рулей. На серийном заводе № 21 в Нижнем Новгороде этот самолет получил обозначение тип 5.

К моменту внедрения этой модификации в серийное производство, заводской коллектив уже вполне освоился с выпуском И-16, а серийный конструкторский отдел (СКО) уже проводил свои удачные доработки машины. Еще в конце 1934 года заводские конструкторы разработали свой вариант убирающегося шасси. Проведенные испытания на первом же заводском И-16 № 4211, показали, что механизм работает вполне надежно, поэтому на всех последующих выпускаемых машинах ставилась эта кинематика. Довели к тому времени, то есть к моменту выпуска И-16 тип 5 и вооружение самолета. Характерной особенностью И-16 было его изначальное вооружение новейшим пулеметом ШКАС калибра 7,62 мм. Этот пулемет, разработанный в 1932 году оружейниками Шпитальным и Комарицким, обладал самой высокой в мире скорострельностью — 1800 выстрелов в минуту. ШКАС был запущен в серийное производство одновременно с И-16 в 1934 году и первоначально сам обладал многочисленными дефектами, которые приходилось устранять уже в процессе эксплуатации самолета. Хотя новый пулемет был дороже в пять раз (в 1934 году его цена была определена в 5000 рублей) освоенного промышленностью ПВ-1, по весу он был в полтора раза легче, а по скорострельности стоил двух старых пулеметов.

Первоначально ШКАСы, установленные в крыльях, давали при стрельбе много отказов. Причина заключалась в том, что конструкторы самолета установили пулемет в перевернутом положении — так оказалось удобнее его конструктивно увязать. Хитрая механика, находясь вверх ногами, стала заедать, оружейники, опомнившись, стали протестовать, однако дело было сделано и первые И-16 выпуска 1934 года так и летали с капризным вооружением. Впоследствии этот недостаток естественно был устранен.

В период с 28 августа по 3 ноября 1935 года 10 самолетов И-16 выпуска завода № 39 проходили войсковые испытания в 107 авиаэскадрилье Брянской авиабригады. Военные летчики изучали все слабые и положительные стороны самолета, все возможные варианты его боевого применения. Выяснилось, например, что опускаемые на взлете элероны (И-16 тип 4 и тип 5 обладали механизмом дифференциального опускания элеронов, в таком виде они осуществляли функцию закрылков) действительно ощутимо сокращают дистанцию взлета и посадки. Это заключение было весомым аргументом для сторонников И-16, ибо работы по расширению действующих аэродромов для новых истребителей только велись.

В оценке пилотирования говорилось, что «…управление самолетом легкое, чувствительно реагирует на малейшее движение рулей, …малейших ошибок не прощает. … Передирание ручки на вираже и посадке опасно сваливанием в штопор». Такая высокая чувствительность самолета на малейшие движения ручки управления затрудняла пользование гашетками пулеметов, оснащенных механическим спуском — требовался более мягкий электроспуск. Бочку И-16 крутил за 1-1,2 секунды, причем самолет всегда можно было зафиксировать и в промежуточном положении. Отметили армейские пилоты (как и несколько ранее испытатели), что при полетах на максимальной скорости верхняя обшивка крыльев отсасывается потоком и как бы вспучивается. Частоту нервюр явно необходимо было увеличить — впрочем, конструкторы к этому времени уже разрешили этот вопрос.

Особое внимание было уделено проведению штопора. Вот основные оценки: «Самолет штопорит хорошо на всех высотах… в процессе штопора, при ослабленной ноге, заметна, после каждого витка, тенденция самолета выйти из штопора. … Правый штопор проводится до 12 витков без запаздывания при выводе. Штопор влево происходит энергичнее… ввод и вывод как в правый, но полного добора ручки не желательно, так как в этот момент самолет поднимает нос между горизонтом и нормальным штопором, вращение происходит плоское, а вывод с запаздыванием — после пяти витков два витка запаздывания, …случаев отказа управления при штопоре не было». Общая оценка самолета гласила: «Обладает отличными пилотажными качествами». В том же 1935 году И-16 впервые отправился за границу. На миланской международной авиационной выставке в Италии Советский Союз выставил несколько образцов самолетов: АИР-9бис Яковлева, ОСГА-101 Четверикова, Сталь-3 Путилова. Ярко раскрашенный И-16 представлялся как спортивный самолет АСБ с максимальной скоростью 467 км/час. По сравнению с длинными, вытянутыми гоночными машинами выглядел он скромно и вызывал на выставке скорее недоумение чем неописуемый восторг. Мало кто думал тогда, что русские всерьез намерены развернуть крупномасштабное производство этого «толстячка». А устроители выставки, пожалуй, меньше всех подозревали, что через год с небольшим от него крепко достанется, прежде всего, итальянским конструкциям.

Во время гражданской войны в Испании в 1936-1939 годах И-16 впервые был использован в боевой обстановке. Истребители были получены испанской республикой из Советского Союза в конце октября — начале ноября 1936 года. Это была первая партия поставленных машин, состоящая из 31-го И-16 тип 5. Вместе с самолетами прибыли летчики 1-ой авиабригады из Брянска. Группой этих пилотов, состоящей из 3-х эскадрилий, командовал капитан Тархов. Уже 9-го ноября 1936 года И-16 впервые появились в небе над Мадридом. Появление И-16 коренным образом изменило характер воздушных схваток. Новый боец был первым в мире самолетом способным вести бои на вертикали. Основные противники — немецкий истребитель He-51 и итальянский CR.32 значительно уступали ему по своим летным данным — настолько, что пилотам этих машин было настоятельно не рекомендовано ввязываться в бой, не имея численного преимущества. Это было уже излишним. Ужас встречи с внезапно появившимися И-16, у националистов первоначально был столь велик, что они дали ему прозвище «Рата» (крыса). Республиканцы стали ласково называть своего защитника «Моска» (муха), а авиационные издания всего мира окрестили «Боингом», утверждая при этом, что самолет разработан на этой известнейшей американской фирме.

ЛТХ:

Модификация: И-16 тип 5
Размах крыла, м: 9,00
Длина, м: 5,99
Высота, м: 3,25
Площадь крыла, м2: 14,54
Масса, кг
-пустого: 1119
-взлетная: 1508
Тип двигателя: 1 х ПД М-25А
-мощность, л.с.: 1 х 730
Максимальная скорость , км/ч
-у земли: 390
-на высоте: 445
Практическая дальность, км: 540
Cкороподъемность, м/мин: 850
Практический потолок, м: 9100
Экипаж: 1
Вооружение: 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС.

3.

ЦКБ-12бис с мотором Wright «Cyclone» F-3 и капотом Уоттера.

Отработка механизма уборки шасси на ЦКБ-12бис.

Отработка механизма уборки шасси на ЦКБ-12бис.

Отработка механизма уборки шасси на ЦКБ-12бис.

1.Опытный ЦКБ-12 №123954 ставший прототипом типа 5.

Опытный ЦКБ-12бис №123954 ставший прототипом типа 5.

2.ЦКБ №123954 на заводе № 39.

Опытный ЦКБ12бис №123954 на заводе № 39.

2а.ЦКБ №123954 на заводе № 39.

Опытный ЦКБ-12бис №123954 на заводе № 39.

4.И-16 тип 5 готовится выруливать на старт.

Серийный истребитель И-16 тип 5 готовится выруливать на старт.

5.Истребители И-16 тип 5 на стоянках.

Истребители И-16 тип 5 на стоянках.

5а.И-16 тип 5 на стоянке.

Истребитель И-16 тип 5 на стоянке.

5б.И-16 тип 5 на стоянке. В кабине видимо техник.

Истребитель И-16 тип 5 на стоянке.

6.АННОТАЦИЯ

Истребители И-16 тип 5 авиации Балтийского флота. Аэродром Новый Петергоф. 1937 г.

7.Линейка И-16 тип 5. Запуск двигателей.

Истребители И-16 тип 5. Запуск двигателей. Аэродром Новый Петергоф. 1937 г.

8.И-16 тип 5 перед выруливанием со стоянки.

Истребитель И-16 тип 5 перед выруливанием со стоянки. Аэродром Новый Петергоф. 1937 г.

letchiki-u-i-16-tip-5-konets-30-h-godov

Летчики у истребителя И-16 тип 5, конец 1930-х годов.

8а.Летчик В.А.Мациевич ококло И-16 тип 5.

Летчик-истребитель В.А.Мациевич около истребителя И-16 тип 5. Аэродром Горелово, Осень 1939 г.

9.И-16 тип 5 на лыжном шасси.

Истребитель И-16 тип 5 на лыжном шасси.

11.И-16 на выставке в Милане.

И-16 на авиавыставке в Милане.

11а.И-16 тип 5 республиканских ВВС.

Истребитель И-16 тип 5 ВВС республиканской Испании.

12.И-16 тип 5 с 2 аб 250 под крылом носителя ТБ-3М-34.

Истребитель И-16 тип 5 с двумя 250-килограммовыми авиабомбами под крылом самолета-носителя ТБ-3М-34.

14.И-16 тип 5. Рисунок.

И-16 тип 5. Рисунок.

15.И-16 тип 5 ВВС РККА. Рисунок.

И-16 тип 5 ВВС РККА. Рисунок.

16.И-16 тип 5 авиации КБФ. Рисунок.

И-16 тип 5 авиации КБФ. Рисунок.

17.И-16 тип 5 из состава Звена-СПБ. Рисунок.

И-16 тип 5 из состава «Звена-СПБ». Рисунок.

18.И-16 тип 5. Рисунок. 2

И-16 тип 5. Рисунок.

20.И-16 тип 5. Рисунок. 3

И-16 тип 5. Рисунок.

19.И-16 тип 5 на лыжном шасси. Рисунок.

И-16 тип 5 на лыжном шасси. Рисунок.

21.И-16 тип 5 ВВС Гоминьдана. Рисунок.

И-16 тип 5 ВВС Гоминьдана. Рисунок.

22.Проекции И-16 тип 5 ВВС республик. Испании. Рисунок.

Проекции И-16 тип 5 ВВС республиканской Испании. Рисунок.

23.Проекции И-16 тип 5 ВВС Гоминьдана. Рисунок.

Проекции И-16 тип 5 ВВС Гоминьдана. Рисунок.

24.И-16 тип 5 в разрезе. Рисунок.

И-16 тип 5 в разрезе. Рисунок.

25.Чертеж И-16 тип 5.

Чертеж И-16 тип 5.

И-16 тип 5. Схема.

И-16 тип 5. Схема.

И-16 тип 5. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Михаил Маслов. «Король истребителей». Боевые самолеты Поликарпова.
Михаил Маслов. Истребитель И-16.
Михаил Маслов. Истребитель И-16. Любимый самолет вождя.
С.В.Иванов. И-16. Боевой «ишак» сталинских соколов.
Сайт «Истребитель И-16″(http://i16fighter.ru/index.htm).
Фотоархив Петра Заики.