И-16 в «безоблачном небе» Испании.

«Мы вдруг поняли всю серьезность положения. Наши старые «Хейнкели-51» были слишком медлительны по сравнению с этими новыми «крысами». Это казалось невероятным, но они поднимались выше нас и могли играть с нами, как им захочется».

Отто-Хайнрих фон Ховальд, лётчик «Легиона Кондор».

Помимо укрепления своих границ, наше государство продолжало отстаивать принципы интернационализма и поддержки национально-освободительного движения в мире. Во второй половине 1930-х годов СССР неоднократно оказывал военную помощь дружественным странам перед лицом военной агрессии со стороны Германии и Японии, подписавших в ноябре 1936 году «Антикоминтерновский пакт» (в 1937 году к нему присоединилась фашистская Италия).

Первым объектом нападения военно-политического блока стала республиканская Испания, где в феврале 1936 года на парламентских выборах победил Народный фронт, взявший курс на демократические реформы в стране. При открытой поддержке Германии, Италии и Португалии оппозиционные силы (в первую очередь консервативно настроенный генералитет испанской армии во главе с генералами Ф.Франко и Э.Мола) активно выступили против республиканского правительства, начав в Испании гражданскую войну.

17 июля 1936 года радио из Марокко передало в эфир: «Над всей Испанией безоблачное небо». Эта фраза была сигналом к началу фашистского мятежа, направленного против правительства Народного фронта. Над Испанской республикой нависла угроза. В первые дни франкистов удалось победить на большей части территории страны. В целом, большая часть населения осталась верным правительству. Однако страны «оси» — Италия и Германия, не остались в стороне. Они начали поставлять Франко новейшее вооружение: орудия, винтовки, пулемёты, истребители и бомбардировщики. Кроме того, в боях на стороне мятежников участвовали регулярные пехотные и авиационные подразделения Италии. Было создано соединение «Легион Кондор», укомплектованное немецкими самолётами и лётными кадрами. Все это позволило фашистам перейти в наступление и одержать ряд побед над армией республиканцев, страдающей от нехватки вооружения и квалифицированных офицеров. К ноябрю 1936 года франкисты подошли к Мадриду.

Хотя практически вся авиация осталась верна Народному фронту, это немного дало республиканцам: довоенные военно-воздушные силы Испании были малочисленны и состояли из давно устаревших машин, многие из которых относились к периоду Первой Мировой войны. В небе господствовали «Хейнкели» и «Фиаты» под управлением немецких и итальянских лётчиков, пресекая любые попытки республиканских бомбардировщиков атаковать фашистские войска, в то время как «Юнкерсы» и «Савойи» беспрепятственно подвергали Мадрид бомбёжке. Ситуация была критической.

1...

Франкистский бомбардировщик Savoia Marchetti SM.81 «Pipistrello» сбрасывает бомбы, на заднем плане видны истребители сопровождения Fiat CR-32.

Англия, Франция и США вели политику невмешательства: они не только не помогали законному правительству, но еще и препятствовали помощи со стороны других государств, сквозь пальцы глядя на активную поставку вооружений противоположной стороне. Возмущённые этим попустительством мятежникам, в Испанию устремлялись добровольцы многих стран (США, Франции, Англии, Польши, Чехословакии, Германии). Однако без оружия их желание отдать свою жизнь за борьбу с контрреволюцией не могло остановить Франко.

В создавшейся обстановке СССР снял с себя ранее принятые обязательства о невмешательстве в испанские дела. В Испанию стала поступать советская военная техника (по линии ВВС — самолеты и комплектующее оборудование), а также был командирован летно-технический состав. В Испанию поехали советские добровольцы: летчики, танкисты, кавалеристы.
С конца октября 1936 года начало прибывать советское вооружение. Первая группа истребителей И-15 (40 машин) прибыла в Испанию 28 октября 1936 года. 4 ноября они появились в воздухе. Истребители бипланы И-15, по возможностям не уступавшие фашистским самолётам-истребителям. Однако из-за количественного превосходства противника они не смогли сразу добиться перелома ситуации в свою пользу.

В составе груза транспорта «Курск», прибывшего 25 октября, была партия истребителей И-16 тип 5 (шестнадцать машин). Ещё пятнадцать истребителей пришло на следующий день на транспорте «Благоев». Вместе с самолётами прибыла партия летчиков из 1-ой авиабригады (г. Брянск), а также авиационный бензин, масло, боеприпасы, несколько бензозаправщиков и стартерных установок. Группу из наших лётчиков, собранных в три эскадрильи, возглавил капитан Тархов.

Как позже впоминал Г.Н.Захаров, являющийся одним из лётчиков-истребителей, прибывших вместе с первой партией И-15, «…мы знали, что (в Алькалу) прибыла ожидаемая нами вторая группа советских летчиков-добровольцев и что эта группа будет воевать вместе с нами в мадридском секторе на истребителях И-16. Известие о прибытии И-16 несколько сгладило тяжёлые впечатления последних боев: теперь мы уже представляли солидную силу и у нас появились шансы стать хозяевами в мадридском небе. Ведь до сих пор мы только сдерживали авиацию противника, теперь же нам были по плечу и более сложные задачи.»

Через четыре дня после прибытия самолёты были собраны, облетаны и подготовлены к боям. 9 ноября 1936 года советские истребители вступили в бой. Сбито четыре He.51, без потерь. Новый истребитель получил среди республиканцев прозвище «Моска» (на испанском «муха»).

Советским летчикам-истребителям в первое время настоятельно не рекомендовалось пересекать линию фронта (в начале 1937 года действие запрета было снято).

В первую группу бомбардировщиков СБ (командир — полковник А.Е.Златоцветов) входили: 30 самолетов, 15 летчиков, 15 штурманов, 10 стрелков-радистов, 5 мотористов, 15 авиатехников, 1 оружейный мастер, 1 техник по вооружению, 1 укладчик парашютов и 31 рабочий-сборщик с завода № 22. Ожидалось также прибытие еще 15 экипажей из состава ВВС Белорусского и Киевского военных округов.

Естественно появление новых самолетов не осталось незамеченным. Франко требовал немедленного отчета и ему доложили:
— Республиканцы получили, по непроверенным данным, поставки из Соединенных Штатов. Таково мнение ведущих аналитиков. Агентурные данные также подтверждают это предположение. Нам известно о большом количестве «добровольцев» из Америки, которые прибыли в Испанию с целью сражаться против нас.
— И таким образом, из чего состоит пополнение наших врагов? — потребовал Франко.
— Мы считаем, что это «Мартин-бомберы», «Кертиссы» и «Боинги».
«Мартин-бомберы» очень скоро оказались скоростными бомбарщировщиками СБ, «Кертиссы» — И-15, а «Боинги» — И-16…

По одной из версий, всего до Испании дошло 422 И-16 (в том числе 129 И-16 тип 5, 157 И-16 тип 6 и 136 И-16 тип 10) и 4 УТИ-4. Поставки осуществлялись по воде, однако в 1938 году этот путь пришлось закрыть из-за активности фашистских и франкистских военных судов. Впоследствии вооружение стало морем прибывать во Францию, а затем по железным или автомобильным дорогам оно перевозилось к границе с Испанией. Правительство Франции периодически закрывало границу для поставок вооружения, поэтому часть его, в том числе и самолеты, так и не попало к республиканцам. По морю пришло 276 «ишачков», ещё часть была всё же пропущена через границу. Если судить по индексам И-16 (не забывая о том, что самолёты могли нумероваться «вразброс»), по самой смелой оценке их было не более трёхсот пятидесяти. Один из наиболее реальных вариантов — 293 машины, упоминаемые в испанских и некоторых советских источниках.

В общей сложности Советский Союз передал республиканской Испании 648 самолетов различных типов (И-15, И-16, Р-5, Р-Z и др.), включая около 70 бомбардировщиков СБ.

Испанское правительство пыталось организовать производство И-16 «на месте», на заводе SAF-15 в Аликанте. До конца 1938 года было произведено четыре самолета, представляющие собой тип 10, вооруженный двумя пулеметами. До конца войны было произведено ещё десять самолетов, однако в боях они использованы не были.

Истребители И-16 в боях.

Сильные стороны И-16, заложенные в проект во время его создания, проявились в Испании в полной мере. Истребитель Поликарпова превосходил вражеские истребители по скорости на 60-80 км/ч, по скороподъёмности — приблизительно на 200 м/с. Его потолок также был достаточно высок. Кроме того, И-16 стал первым истребителем, способным вести бои на вертикали. Бипланы Франко не могли на равных бороться с советским истребителем. Фашистским пилотам рекомендовалось не вступать в бои с И-16, не имея численного преимущества. Но даже в последнем случае победа далеко не всегда оставалась за мятежниками.

2...

Истребитель И-16 тип 5 республиканских ВВС.

2а...

Истребитель И-15 республиканских ВВС.

2а..

Республиканские летчики около истребителя И-15.

Лётчик С.И.Грицевец, впоследствии дважды Героя Советского Союза, применил на И-16 новую тактику воздушного боя, названную «соколиный удар». Она заключалась в пикировании на строй вражеских самолетов, атаки и ухода по вертикали. 14 августа 1938 года группа самолётов, которой командовал Грицевец, впервые в воздушном бою выполнила «соколиный удар». Атака была настолько неожиданной и ошеломляющей для врага, что неприятельская группа потеряла управление. На землю упало несколько вражеских машин, объятых пламенем. Группа Грицевца в полном составе возвратилась на аэродром.

Еще один тактический прием, использовавшийся пилотами И-16, состоял в следующем: «ишачки» на бреющем полете скрытно подходили к формации вражеских самолетов и атаковали ее снизу. Этот приём попортил много крови франкистским пилотам, для которых он обычно оказывался полной неожиданностью. Считается, что как раз тогда И-16 и получил от врага прозвище «Rata» (на испанском «крыса»): во время атаки казалось, что республиканские истребители выскакивают прямо из-под земли.

Естественно, были у И-16 и недостатки. Основным можно назвать слабое вооружение. На И-16 тип 5, первоначально поступивших в Испанию, устанавливались два пулемёта ШКАС. Не уступая немецкому He.51 (который был вооружен также двумя пулемётами винтовочного калибра, к тому же уступавшими советским по скорострельности), «ишачок» отставал в этом плане от одного из своих главных противников, Fiat CR.32, оснащённого двумя крупнокалиберными пулемётами. Кроме того, выяснилось, что двух ШКАСов, вопреки существовавшим ранее представлениям, явно недостаточно для эффективной борьбы с самолётами противника. Также был выявлен ряд других недоработок. В частности, протектирование бензобаков оказалось недостаточно эффективным, бронеспинка была слишком тонкой и пробивалась крупнокалиберными пулями, возникали затруднения с фонарем (его забрызгивало маслом во время полета и во время боя подвижная часть иногда произвольно задвигалась, что побуждало летчиков летать с открытым фонарем). Моторы М-25 из-за жары, пыли и интенсивной эксплуатации быстро выходили из строя.

2б...

Истребитель Heinkel He.51.

2в...

Heinkel He.51 Легинона «Кондор». 1936 г.

2г...

Истребитель Fiat CR.32.

2д...

Истребители Fiat CR.32 ВВС Франко. 1936 г.

7 мая 1937 года в Испанию прибыла вторая партия И-16 тип 5, состоявшая, как и первая, из тридцати одного самолёта. 21 мая к общему количеству добавилось еще семнадцать аналогичных машин, а также четыре УТИ-4. К этому времени летный состав пополнился советскими (в основном из 142-й авиабригады, г. Бобруйск) и испанскими летчиками (которые ранее проходили переучивание на И-16 в лётной школе в Кировобаде). Во время облёта машин был обнаружен крупный конструкционный дефект, повлекший за собой гибель нескольких лётчиков: при интенсивном пилотировании из-за недостаточной прочности крыльев их концевая часть разрушалась и самолет терял управление. В следующих партиях И-16 этот недостаток был устранен. 10 августа 1937 года прибыла очередная партия, на этот раз состоящая из шестидесяти двух истребителей. В этом же году были присланы тридцать И-16 тип 6, отличавшиеся форсированным двигателем М-25А и открытой кабиной.

2е...

Истребитель республиканской авиации И-16 тип 6.

Важным преимуществом «ишачка», помогавшим бороться с «Мессершмиттами», был его радиальный мотор. Если двигателю Bf.109 иногда достаточно было одного попадания (например, в систему охлаждения), чтобы он отказал, М-25 мог «дотащить» лётчика до родного аэродрома даже при отказе двух-трёх цилиндров. Кроме того, его широкий «лоб» надёжно закрывал летчика от вражеских пуль. Командир четвертой эскадрильи И-16 Антонио Ариас в своих мемуарах пишет:

«Бои на Теруэльском фронте разгорались с небывалой силой. «Юнкерсы» летали под усиленным прикрытием итальянских и немецких истребителей. Армады бомбардировщиков врага наносили ощутимые удары по портовым городам… Перед очередным вылетом на сопровождение СБ я обратился к Сараусе с просьбой выделить из состава 1-й эскадрильи два звена. Он согласился без колебаний. Вместе с нашей 4-й эскадрильей поднялись в небо еще шесть «москас». Их вели Армандо Велилья и Педро Руэда.

Вражеские истребители появились на маршруте раньше, чем мы их ожидали. На этот раз навстречу нам шли «Мессершмитты». В недалеком прошлом мы не однажды мерялись силами с ними и пришли к убеждению, что особенно не понутру была для них лобовая атака. Причина понятна — на наших моторах защитная броня. У немецкого Ме-109 нос был остроконечный и каким-то щитом летчику служить не мог.

Как мы и предполагали, лобовой атаки «мессеры» не выдержали. Они начали отворачивать в стороны, подставляя под огонь свои бока и нам оставалось лишь нажмать на гашетки своих пулемётов. Приотставшая пара фашистских истребителей также не решилась на лобовую атаку, начала отворачивать вправо. Нажав на левую педаль, я поймал ведущего этой пары в прицел, и выпустил по нему очередь. Ме-109 загорелся и вильнув из стороны в сторону, неудержимо пошел к земле, упав возле Кублы».

3...

Истребитель Messerschmitt Bf.109B-1 Легиона «Кондор».

3а...

Истребитель Messerschmitt Bf.109B-1 Легиона «Кондор».

3б...

Разбитый Bf.109B-1 в поле восточнее Сантандера.

3в...

Bf.109B-1 захваченный республиканцами.

3г...

Bf.109B с двигателем Jumo-210 в НИИ ВВС СССР. 1939 г.

Истребители И-16 тип 10 поступили, в Испанию, впервые в марте 1938 года в количестве 31 экземпляра. В течение лета поступило еще 90 таких четырехпулеметных машин. Эти самолеты участвовали в воздушных сражениях в течение лета-осени 1938 года. Испанские пилоты иногда называли тип 10 — «Супермоска». Вместе с типом 10 в течении 1938 года в Испанию поступали истребители И-16 тип 17 — пушечный вариант «ишачка» вооруженный двумя синхронизированными пулеметами ШКАС и двумя пушками ШВАК в крыльях. Оба типа самолетов выпускались в течение 1938 года и испытания проходили в боевых условиях в Испании.

3з...

Республиканские летчики у истребителя И-16 тип 10 «Супермоска».

3и...

Истребитель И-16 тип 10 ВВС республиканской Испании на стоянке.

3к...

И-16 тип 10 ВВС республиканской Испании на стоянке.

3л...

Истребитель И-16 тип 17.

Самым большим недостатком И-16 по сравнению с «Мессершмиттами» поздних серий была даже не столько меньшая скорость, сколько низкая скороподъёмность и малая высотность двигателя. Из-за этого немецкие истребители на больших высотах были практически недосягаемы. Для того чтобы как-то повысить характеристики своих боевых машин, испанцы произвели любопытную операцию — создали «кустарную» модификацию И-16 тип 10. В испанских источниках его иногда называют «tipo 10 modificado» («модифицированный тип 10»).

Дело в том, что испанское правительство получило двадцать четыре «контрабандных» двигателя Wright «Cyclone» SGR 1820 F-54, оснащенных наддувом, а потому более мощных и высотных, чем М-25 (напомним, что сам М-25 является лицензионной копией двигателя Wright «Cyclone» SGR 1820 F-3). В августе 1938 года двенадцать этих двигателей были установлены на «ишачки» 4-й эскадрильи, после чего скороподъёмность истребителей существенно выросла. На машины также были поставлены кислородные приборы для полетов на большой высоте (с этого момента 4-ю эскадрилью стали называть «эскадрильей сосунков»). После проведения полётных испытаний на высотах до 8000 м оказалось, что смазка пулеметов замерзает и оружие перестает функционировать. Тогда была введена ещё одна техническая инновация, осуществлённая инженером Лопесом-Смитом: были смонтированы нагнетатели, подающие нагретый воздух от двигателя на пулемёты.

4...

И-16 тип 10 с двигателем Wright «Cyclone» SGR 1820 F-54.

18 сентября 1938 года 4-я эскадрилья в составе двенадцати И-16 РЦФ-54 (сокращение «И-16 РЦФ-54» образовано по аналогии с сокращением «И-16 РЦФ-3» — И-16 с двигателем Райт «Циклон» Ф-3, широко использовавшимся в советской литературе) «свалилась» с большой высоты на группу из шестнадцати Bf.109, в результате чего было сбито четыре «мессера». Всего в этом бою, в котором участвовали также И-15 и И-16 других подразделений, было уничтожено одиннадцать самолётов противника.

После начала участия И-16 4-й АЭ в боевых действиях немцы были шокированы. Они больше не могли чувствовать себя неуязвимыми на больших высотах. Хотя модифицированных И-16 было мало, настроение лётчиков «Легиона Кондор» было несколько подпорчено. До появления в небе Испании истребителя Bf.109Е-1 «Эмиль» с новым двигателем Daimler-Benz DB-601A «стодевятый» явных преимуществ над «ишачком» не имел.

Истребители Bf 109Е-1 стали поступать в истребительные подразделения Люфтваффе в самом начале 1939 года. Несмотря на дефицит, испытываемый германскими ВВС и близкое завершение войны в Испании, Гитлер решил направить некоторое количество «Эмилей» на Пиренейский полуостров. Это объяснялось значительными потерями «мессершмиттов» ранних модификаций в отрядах легиона «Кондор» и их износом, кроме того, Испания рассматривалась теперь как полигон для войсковых испытаний нового оружия. В числе первых прошел перевооружение на Bf 109Е-1 отряд 2.J/88. Вот тут и проявилось явное преимущество «Мессера» над И-16. И-16 к этому времени начал исчерпывать свой модернизационный ресурс, в то время как «стодевятый» только его начинал использовать.

3д...

Истребитель Messerschmitt Bf.109E-1 («Эмиль») легиона «Кондор» на стоянке. 1939 г.

3е...

Истребители Bf.109E-1 легиона «Кондор». 1939 г.

3ж...

Bf.109E-1 легиона «Кондор» в полете. 1939 г.

Взамен на «услугу» правительство Германии потребовало от Франко допустить немецкий капитал в горнорудную промышленность, закупить немецкого горного оборудования на 5 млн марок и заплатить за перевооружение легиона железной рудой. Генерал Франко принял это предложение, а немецкая помощь позволила ему выиграть сражение за Каталонию.

Помимо «мессеров», франкисты получили ещё несколько современных истребителей — монопланов Не.112. «Хейнкели», по боевым качествам уступавшие изделиям Вилли Мессершмитта, впервые появились у франкистов в ноябре 1936 года, когда в Испанию на испытания был отправлен прототип He.112 V-5. Самолёт воевал в составе штурмовой группы сначала на Северном (до начала июля 1937 года), а потом и на Центральном фронте. 19 июля 1937 года его карьера закончилась: во время посадки заклинило двигатель и самолёт разбился. За этот период «Хейнкель» неплохо проявил себя как штурмовик (благодаря пушечному вооружению), но в боях с истребителями не участвовал. С апреля по август 1937 года в Испании побывал другой прототип, He.112 V-9, который также ни разу не поучаствовал в воздушном бою.

5...

Истребитель Heinkel He.112 V-5. 1937 г.

5а...

Heinkel He.112 V-9. 1937 г.

В ноябре 1938 года — январе 1939 года националистами была сформирована истребительная группа 5-G-5, получившая серийные He.112 B-1 и B-2 (девятнадцать самолётов). Переучивание на новые самолеты было закончено 17 января 1939 года. Однако к этому моменту республиканская авиация уже не представляла собой организованную силу, поэтому Не.112 в основном занимались штурмовкой. Однако воздушные схватки с республиканцами все же были зарегистрированы и окончились со счетом 1:1. 19 января 1939 года, во время первого боевого вылета «Хейнкелей», командир части Гарсиа Пардо сбил «ишачок». Через два дня один He.112 был сбит Лусианом Табернеро Херреро на И-16 тип 10.

6...

Heinkel He.112 В-1. 1938 г.

6а...

Heinkel He.112 В-2. 1938 г.

Завершая разговор об истребителях националистов, следует упомянуть об итальянском моноплане Fiat G.50 «Freccia» («Стрела»). Эта несколько запоздавшая «новинка» появилась в Испании в начале 1939 года в составе итальянской экспериментальной группы. Созданный фактически как противник И-16, Fiat G.50 так и не успел с ним встретиться в испанском небе — ВВС Испанской республики уже доживали свои последние дни.

7...

Истребитель Fiat G.50 ВВС Франко. 1939 г.

7а...

Истребитель Fiat G.50 ВВС Франко. 1939 г.

7б...

Fiat G.50 ВВС Италии. 1940 г.

И-16 против бомбардировщиков.

Эффективность использования И-16 против бомбардировщиков была поначалу сравнительно высока. Тихоходные Ju.52, изначально проектировавшиеся как транспортные, служили легкой мишенью для советских монопланов. И-16, патрулирующие на бреющем полете, обнаруживали «Юнкерсы-52» на фоне неба и атаковали их снизу-сзади из мертвой зоны, не оставляя франкистам никаких шансов. Поэтому «Юнкерсы-52» постепенно были переведены на ночные полеты.

8...

Бомбардировщик Ju.52 легиона «Кондор». 1936 г.

8а...

Бомбардировщики Ju.52 легиона «Кондор» на аэродроме Сан-Себастьян. 1936 г.

8б...

Ju.52 в музее ВВС Испании.

Более достойным противником выглядел Do.17, появившийся весной 1937 года (получено двадцать бомбардировщиков Do.17E-1 и пятнадцать разведывательных Do.17F-1). Самолеты «Дорнье» развивали скорость порядка 350 км/ч. Гражданская война в Испании стала настоящим испытанием боевых качеств Do.17. Первый же опыт его боевого применения показал, что скоростные возможности самолета не достаточно высоки, Do.17 мог отрываться и уходить только от устаревших истребителей-бипланов выпуска 1931-1934 годов. Но на смену этим истребителям спешно разрабатывались и уже появились современные и более скоростные машины. В испанском небе Do.17 Е и F сразу потеряли свои преимущества с появлением скоростных советских истребителей И-16.

9...

Бомбардировщик Dornie Do.17 B-1.

9а...

Dornie Do.17 B-1 легиона «Кондор».

В 1937 году в «Легионе Кондор» также появились He.111 (вначале подразделению было передано тридцать Не.111 В-1, впоследствии это число выросло до девяноста пяти самолетов Не.111 B-1, В-2 и тридцати пяти Не.111Е-1), потребовавшие пересмотра тактики перехвата. «Хейнкели» обладали большой скоростью, эффективной схемой вооружения и повышенной защитой уязвимых мест — двигателей и бензобаков. Кроме того, во время их появления авиация Испанской республики начала терять превосходство в воздухе и попытка преследования He.111 в горизонтальном полете быстро пресекалась истребителями сопровождения. Одним из вариантов борьбы с «Хейнкелем» была его атака «в лоб» после пикирования с высоты. С этого ракурса бомбардировщик был хуже защищен, а носовой стрелок не успевал отреагировать на атаку, кроме того, существовала возможность уничтожить экипаж, расположенный в носу самолета. Однако для использования такого приема летчик, сидящий за штурвалом И-16, должен был иметь хороший глазомер и стальные нервы. Дело в том, что из-за высокой суммарной скорости самолетов при выходе на оптимальную дистанцию оставалось всего около трёх секунд для ведения огня, после чего надо было отворачивать, чтобы не врезаться. За это время даже четыре ШКАСа И-16 тип 10 производят всего около ста сорока выстрелов, что с учётом рассеивания делает шансы на попадание весьма низкими. Кроме того, после выхода из атаки истребитель попадал под огонь сразу двух стрелков, которые имели прекрасную возможность его сбить.

13 августа 1938 года с помощью «ишачков» удалось принудить один «Хейнкель-111» к посадке. Впоследствии он был доставлен в СССР и тщательно изучен.

10...

Бомбардировщик Не.111 В-1.

10а...

Бомбардировщик Не.111 В-1 легиона «Кондор».

10б...
Heinkel He.111 В-1 легиона «Кондор» производит бомбометание. 1938 г.

10в...

Бомбардировщик Не.111 Е-1.

10г...

Не.111 Е-1 легиона «Кондор».

Вместе с Не.111, в легионе «Кондор» в конце 1937 года появилось звено из трех пикирующих бомбардировщиков Ju.87A «Stuka». Под командованием лейтенанта Г.Гааса самолеты перебросили в Испанию (возможно, самолеты взяли из 11-го тренировочного отрада LG.11). В реальных боевых условиях производилась практическая проверка разработанных способов бомбометания. Чтобы как можно больше летчиков «понюхали пороха», летные и наземные экипажи из SIG163 часто сменяли.

11...

Пикирующий бомбардировщик Ju.87A-1 «Stuka» легиона «Кондор». 1938 г.

11а...

Звено Ju.87В-1 легиона «Кондор» в полете. 1938 г.

В октябре 1938 года началось серийное производство Ju-87B-1 и первые пять машин тут же отправились и Испанию в легион «Кондор», где приняли участие в боях, в частности поддерживали наступление в Каталонии, неоднократно бомбили Барселону. Боевые потери в Испании составили один Ju-87B. «Штуки» в Испании были окружены завесой секретности, их обслуживали только немецкие специалисты и после окончания боевых действий все машины вернули обратно в Германию.

С.И.Шингарев в своей книге — «Чатос» идут в атаку.» — описывает встречу советского летчика-добровольца Степанова с группой Ju-87:

«… И тут от замыкающей группы бомбовозов отделилась девятка одномоторных машин какой-то незнакомой конструкции. Войдя в пике, они устремились к земле. Степанов мельком увидел похожие на лапти шасси, изогнутые в центре крылья и горбатый плексигласовый фонарь, закрывавший пилотскую кабину.
Все случилось так неожиданно, что «чатос» не успели что-либо предпринять. В дыму разорвавшихся бомб слились небо и земля. Выйдя из пике, фашисты вновь устремились вниз. К земле протянулись их пулеметные трассы.

«Что за самолет? Истребитель? Бомбардировщик?» — недоумевал Степанов. Фашисты с бреющего полета полосовали огнем пространство между Сан-Бласом и Кампильо, куда от Теруэля выдвигались две колонны войск мятежников. Видно, они хотели разорвать кольцо окружения.

«Чато» Евгения Степанова сближался на встречно-пересекающемся курсе с незнакомой машиной. В прицел вписалась горбатая пилотская кабина. Евгений, надавив гашетки пулемета, рванул ручку управления на себя и проскочил над фашистом. В то же мгновение пущенная вдогонку ему пулеметная очередь разнесла доску приборов истребителя. Одна из пуль разорвала рукав летной куртки. «Чудом жив остался, — мелькнуло в голове. — Значит, там кроме пилота еще и стрелок…»

Только на следующий день летчики узнали, что фашисты применили в этом бою впервые новые немецкие пикирующие бомбардировщики «Юнкерс-87″…»

Впоследствии время вынесло свой вердикт этому стервятнику: «Тихоходный и угловатый, с невысокой живучестью и довольно слабой огневой защитой, Ju-87 являлся относительно легкой добычей истребителей противника. Пикировщик Ju-87 представлял опасность для стран имевших слабую ПВО. Тем не менее, высокая точность бомбометания, эффективность боевого применения лишь частично компенсировали многие его недостатки. В условиях завоеванного господства в воздухе самолет превратился в эффективное средство воздушного террора, с ужасающей точностью сбрасывая бомбы и производя подавляющий психологический эффект на своих жертв.»

Опыт применения авиации и противовоздушной обороны в Испании был позднее тщательно изучен командованием РККА. 10 марта 1937 года наркомом обороны СССР К.Е.Ворошиловым был утвержден «План использования в боевой подготовке ВВС РККА выводов из боевой работы авиации в Испании». Этот документ предполагал оперативное внесение существенных изменений в тактику воздушного боя, стрельбу и наблюдение за воздухом, технику пилотирования, штурманскую и бомбардировочную подготовку, базирование авиации на земле и в ряд других важных вопросов.

В Испании впервые были опробованы методы взаимодействия истребителей с системой ПВО при обороне населенных пунктов ночью. Борьба ПВО и истребителей с авиацией противника на ночных учениях начала практиковаться в РККА с летних учений 1938 года. В дальнейшем приобретенный опыт был успешно реализован при обороне Москвы в 1941-1942 годах.

По данным испанского историка Р.Миральеса, в годы гражданской войны в Испании на стороне республиканцев сражались 772 советских летчика, из них 99 погибли. По данным российской стороны, наши потери составили 93 человека летно-технического состава и авиационных советников. 35 советских летчиков-добровольцев и военных советников ВВС, принимавших участие в боевых действиях во время Гражданской войны в Испании, были удостоены звания Героя Советского Союза: комбриги П.И.Пумпур, Я.В.Смушкевич; полковник Б.А.Туржанский; майор Э.Г.Шахт; капитаны И.Т.Еременко, С.Ф.Тархов; старшие лейтенанты В.М.Бочаров, С.И.Грицевец, А.И.Гусев, С.П.Денисов, И.И.Душкин, И.И.Евсевьев, К.И.Колесников, И.И.Копец, П.Т.Коробков, А.С.Осипенко, Г.М.Прокофьев, И.И.Проскуров, П.В.Рычагов, А.С.Сенаторов, А.К.Серов, П.Ф.Шевцов, В.И.Шевченко; лейтенанты Н.Ф.Баланов, Н.С.Герасимов, К.И.Ковтун, И.А.Лакеев, А.Г.Романов, И.А.Хованский, С.А.Черных, Н.И.Шмельков; младший командир П.П.Десницкий; В.С.Горанов, П.А.Джибелли, В.С.Хользунов.

12.А.К.Серов.

А.К.Серов.

12.С.И.Грицевец

С.И.Грицевец.

13.А.С.Сенаторов.

А.С.Сенаторов.

14.Е.Н.Степанов.

Е.Н.Степанов.

15.А.И.Гусев.

А.И.Гусев.

16.И.А.Лакеев.

И.А.Лакеев.

17.В.И.Шевченко.

В.И.Шевченко.

18.Я.А.Тыкин.

Я.А.Тыкин.

19.Ю.Г.Богдашевский.

Ю.Г.Богдашевский.

20.Ф.К.Арженухин.

Ф.К.Арженухин.

21.П.В.Рычагов.

П.В.Рычагов.

22.Я.В.Смушкевич.

Я.В.Смушкевич.

23.А.С.Осипенко.

А.С.Осипенко.

.

.

Список источников:
С.В.Иванов. И-16. Боевой «ишак» сталинских соколов.
Сайт «Истребитель И-16″(http://i16fighter.ru/index.htm).
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Тактика применения И-16 в Испании».
Владимир Котельников. Пиренейский «сверчок».
Александр Котлобовский, Евгений Хавило. Туринский легионер.
Ульям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха).
Александр Булах. Испанский неудачник профессора Хейнкеля.
Сергей Кузнецов. Бомбардировщики Дорнье Do.17.
Владимир Котельников. «Хенкаль» He 111 — Бомбардировщик блицкрига.
Крылья Родины. Николай Васильев. Испанский подарок.
Анатолий Демин. Пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju-87.
С.И.Шингарев. «Чатос» идут в атаку.
С.В.Абросов. Воздушная война в Испании. Хроника воздушных сражений 1936-1939 гг.