Учебно-тренировочный истребитель УТИ-4 (И-16 тип 15).

Разработчик: Поликарпов
Страна: СССР
Первый полет: 1937 г.uti-4

Наиболее массовым вариантом И-16 являлся учебно-тренировочный истребитель УТИ-4. За время серийного производства было построено около 3400 самолетов данного типа (в различных источниках это число несколько отличается, возможно, приведенная ниже таблица несколько прояснит ситуацию). На самолет УТИ-4 устанавливались двигатели М-25 (модификации»А» и «В»), машина конструктивно во многом повторяла И-16 тип 5 без вооружения. УТИ-4 использовался для переучивания летчиков в Испании и Китае, а подготовка советских летчиков на этих самолетах продолжалась вплоть до 1946 года.

УТИ-4 М-25А. Схема.

УТИ-4 М-25В. Схема.

По причине отсутствия пулеметов, на центроплане не было люков для их обслуживания. Элероны увеличенного размаха, механизм дифференциального опускания на посадке не использовался, посадочные щитки не монтировались. Ручное управление самолетом и двигателем двойное. Подъемник шасси и механический указатель подъема шасси оборудованы в задней кабине. Поскольку радиостанции на УТИ-4 не было, то для связи между инструктором и учеником был предусмотрен стандартный переговорный аппарат, являвшийся системой трубок с раструбами.

Во время серийного производства УТИ-4 подвергался некоторым доработкам. Самолеты с двигателями М-25В имели патрубок маслорадиатора на лобовой части капота, шасси со шлицевой стойкой впоследствии заменили на шасси с двузвенником, костыль с резиновой амортизацией — на костыль с маслянопневматической амортизацией. Небольшие центропланные бензобаки емкостью по 39 литров каждый устанавливались, начиная с самолета №1521109. При этом общий запас топлива составлял 220 литров.
Перед самым началом Второй мировой войны, в августе 1939 года, были проведены испытания на дальность УТИ-4 со взлетным весом 1503 кг и 150 кг топлива (летчик Фролов, наблюдатель Михайлов, самолет №15210Ж81). При этом дальность полета самолета составила 420 км, полетное время 1 час 18 минут.

С 1 января 1939 года самолеты УТИ-4 стали выпускать с электрооборудованием для ночных полетов и неубираемым шасси. УТИ-4 с винтом АВ-1, лопасти которого постоянно устанавливались в фиксированное положение, прошел испытания летом 1940 года. Для воздушного винта диаметром 2,8 м с шириной лопасти 220 мм, опытным путем определили наиболее эффективный угол разворота лопастей — 32°. Такое положение являлось оптимальным при проведении учебных полетов, полетов по кругу и простого пилотажа.

К осени 1940 года учебные заведения ВВС насчитывали 1047 самолетов УТИ-4 с двигателем М-25 и 22 УТИ-2 с двигателем М-22, в авиации ВМФ было 129 УТИ-4 М-25 и 3 самолета УТИ-2 М-22. В 1939 году с целью увеличения выпуска самолетов в авиапромышленность передали некоторые предприятия из других отраслей народного хозяйства. Так, во владение НКАП поступил автосборочный завод «РАЗ» в Ростове-на-Дону, который ранее занимался сборкой нижегородских грузовиков. Заводу, получившему № 458, предстояло выпускать учебно-тренировочные истребители УТИ-4. В 1940 году в Ростов-на-Дону с авиазавода № 21 начала поступать техническая документация, оснастка и комплекты деталей для производства УТИ-4. В марте 1941 года был налажен полноценный выпуск самолетов. В помощь новому авиазаводу выделили Ростовскую фабрику имени Урицкого (изготовление фюзеляжей) и завод № 457 в городе Запорожье (шасси).

В начале Великой Отечественной войны авиазавод № 458 был эвакуирован в Баку, где производство УТИ-4 продолжилось. До эвакуации в Ростове-на-Дону было выпущено 310 УТИ-4, еще 146 самолетов подверглись капитальному ремонту. До конца 1941 года на новом месте построили 46 учебных самолетов.

В конце года в Баку подготовили модификацию И-16 — боевой вариант УТИ-4, получивший обозначение УТИ-4 тип 15Б (боевой). Учебно-тренировочный самолет был доработан:
-в центроплане установили два крупнокалиберных несинхронных пулемета Березина (БК);
-под крылом оборудовали шесть установок для реактивных снарядов РС-82 (по три с каждой стороны) и бомбодержатели для 50 кг бомб (по одному держателю с каждой стороны);
-для стрельбы и бомбометания в передней кабине устанавливался коллиматорный прицел ПБП-1А;
-задняя кабина в случае боевого применения закрывалась дюралевым колпаком.

Испытания боевого варианта УТИ-4 проходили на аэродроме 480-го авиаполка в Кишлы и в 266-м авиаполку в Шехикай в 60-ти километрах от Баку. В январе 1942 года отмечалось, что УТИ-4 тип 15Б по мощности вооружения превосходит все другие типы самолетов И-16, диапазон использования истребителя расширился, имеется возможность переоборудовать ранее построенные УТИ-4.
83 самолета УТИ-4 построили в Баку в 1942 году, точное количество УТИ-4 тип 15Б среди них не установлено. Далее завод № 458 был объединен с другими эвакуированными предприятиями.

ЛТХ:

Модификация: УТИ-4
Размах крыла, м: 9,00
Длина, м: 5,99
Высота, м: 3,25
Площадь крыла, м2: 14,45
Масса, кг
-пустого самолета: 1156
-максимальная взлетная: 1458
Тип двигателя: 1 х ПД М-25А
-мощность, л.с.: 1 х 730
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 398
-на высоте: 450
Практическая дальность, км: 364
Практический потолок, м: 8960
Экипаж: 2.

1.Прототип УТИ-4

Прототип учебно-тренировочного истребителя УТИ-4.

1а.Прототип УТИ-4

Прототип учебно-тренировочного истребителя УТИ-4.

1б.Серийный УТИ-4

Серийный учебно-тренировочный истребитель УТИ-4.

1в.УТИ-4(И-16 тип 15)

Серийный учебно-тренировочный истребитель УТИ-4.

2...

УТИ-4 (И-16 тип 15) на испытаниях в НИИ ВВС.

3.УТИ-4 (И-16 тип 15) на стоянках.

УТИ-4 (И-16 тип 15) на стоянках.

3а.УТИ-4 с убирающимися шасси (на переднем плане) и с неубирающимся.

УТИ-4 (И-16 тип 15) на стоянках.

3а.Вид на кабины УТИ-4.

Кабины УТИ-4.

Летчики около УТИ-4.

5.Звено УТИ-4 в полете.

Звено УТИ-4 в полете.

6.Смешанное звено И-16 и УТИ-4 ВВС ЧФ в тренировочном полете. Лето 1940 г.г

Смешанное звено И-16 и УТИ-4 авиации Черноморского флота в тренировочном полете. Лето 1940 г.

7.УТИ-4 после вынужденной посадки. Олонец. 8 сентября 1941 г.

УТИ-4 после вынужденной посадки. Олонец. 8 сентября 1941 г.

9.УТИ-4 на стоянке.

УТИ-4 на стоянке.

10.УТИ-4Б (И-16 тип 15Б) на стоянке. 1

УТИ-4Б (И-16 тип 15Б) на стоянке.

11.УТИ-4Б (И-16 тип 15Б) на стоянке. 2

УТИ-4Б (И-16 тип 15Б) на стоянке.

12.УТИ-4Б (И-16 тип 15Б) на стоянке. 3

УТИ-4Б (И-16 тип 15Б) на стоянке.

13.Проекции УТИ-4 (тип 15)ВВС респуб. Испании. Рисунок.

Проекции УТИ-4 (тип 15) ВВС республиканской Испании. Рисунок.

14.УТИ-4. Рисунок.

УТИ-4. Рисунок.

15.УТИ-4Б (тип 15 Б). Рисунок.

УТИ-4Б (тип 15 Б). Рисунок.

17.УТИ-4 (Тип 15). Схема 1.

УТИ-4 (Тип 15). Схема 1.

17а.УТИ-4 (Тип 15). Схема 2

УТИ-4 (Тип 15). Схема 2.

18.УТИ-4Б (Тип 15Б). Схема.

УТИ-4Б (Тип 15Б). Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Михаил Маслов. «Король истребителей». Боевые самолеты Поликарпова.
Михаил Маслов. Истребитель И-16.
С.В.Иванов. И-16. Боевой «ишак» сталинских соколов.
Сайт «Истребитель И-16″(http://i16fighter.ru/index.htm).
Сайт «Уголок неба». 2015 г. страница: «Поликарпов УТИ-2(4)».