«…И как же нам, фронтовикам-лётчикам, обидно слышать теперь необъективные, пренебрежительные слова об этом истребителе. Ведь это неуважение не только к отличной для своего времени машине, но и к сражавшимся на ней лётчикам. Ведь именно на И-16 они в первые месяцы войны вогнали в землю не одну сотню фашистских самолётов, которые по многим параметрам превосходили нашего «ишачка». Нельзя забывать, что на войне многое решает не просто техника, а в первую очередь вера в справедливость и правоту своего дела, мастерство и мужество».

2.В.Ф.Голубев.

В.Ф.Голубев, Герой Советского Союза, командир 4-го ГвИАП КБФ.

.

0.И-16 тип 29.

Основные различия серийных модификаций И-16.

До сих пор по истребителю И-16 во всех его модификациях не существует эталонных чертежей. Нет полных комплектов калек и конструкторских комплектов синек. При переходе от одной модификации к другой завод не создавал полного комплекта чертежей на эту машину, а вносил исправления в старые чертежи.

И-16 тип 4 с мотором М-22. Первый серийный И-16, основное отличие — цилиндрический капот NACA. Понятие цилиндрический достаточно условно, ибо обрез задней кромки огибал контур фюзеляжа с постоянной выходной щелью, поэтому капот имел небольшую конусность.

И-16 тип 5 с мотором М-25А. Серийное производство продолжалось с середины 1935 года по февраль 1938 года. По сути своей этот самолет представлял собой тип 4 с новым двигателем. Машины первых выпусков внешне отличались только капотированием двигателя и наличием кока-обтекателя воздушного винта. В ходе серийной постройки на тип 5 поэтапно установили колеса 700 x 150, неподвижный козырек вместо сдвигаемого фонаря, отъемные консоли с более частым шагом нервюр и уменьшенным по размаху элероном. Эти внесенные изменения объясняются тем, что тип 5 продолжал выпускаться параллельно с более поздними типами.

И-16 тип 6. Истребитель с двухпулемётным вооружением, двигателем М-25А (750 л.с.) и неподвижным козырьком кабины с каркасом из нержавеющей стали. На некоторых машинах оптический прицел ОП-1 (копия британского прицела «Aldis») был заменён на коллиматорный прицел ПАК-1 (копия французского прицела «Claire»).

И-16 тип 10 с мотором М-25В. Этот самолет явился крупной модификацией И-16 после трех лет серийного выпуска и имел следующие основные отличия:
1. Поставлен двигатель М-25В увеличенной мощности.
2. Вооружение дополнилось двумя верхними синхронными пулеметами «ШКАС», заключенными в выступающие обтекатели.
3. Сдвижной фонарь заменен неподвижным козырьком с каркасом из нержавеющей стали.
4. Оптический прицел ОП-1 («Альдис») заменен на коллиматорный прицел ПАК-1.
5. Планер самолета подвергся значительным изменениям. Зашивка консоли крыла дюралем увеличена до 44,5% сверху и до 14,5% снизу. Количество нервюр на верхней поверхности крыла увеличено.
6. Убран механизм зависания элеронов. Уменьшение посадочной скорости достигается установкой посадочных щитков. В связи с этим, размах элеронов уменьшился. Большая часть самолетов тип 10 выпускалась с посадочными щитками, открываемыми при помощи воздушной системы. Начиная с весны 1939 года, с самолета № 102175 ставится механический выпуск посадочных щитков.
7. Усиление планера самолета в соответствии с нормами прочности 1937 года коснулось усиления управления самолетом. Поставлена новая, более прочная ручка управления.
8. Изменена маслосистема, поставлен маслорадиатор диаметром 6 дюймов. В связи с этим в нижней части капота появился подводящий патрубок скоростного напора для охлаждения радиатора.

И-16 тип 12 с мотором М-25А. Малочисленная модификация самолета, на базе тип 5 с установленными дополнительно к пулеметам «ШКАС» двух крыльевых пушек «ШВАК».

И-16 тип 14 с мотором М-22 (УТИ-2). Двухместный учебно-тренировочный самолет без вооружения.

И-16 тип 15 с мотором М-25А — 25В (УТИ-4). Двухместный учебно-тренировочный самолет без вооружения. Ручное управление самолетом и мотором двойное. Подъемник шасси и механический указатель подъема шасси установлены в задней кабине. В связи с отсутствием вооружения, на центроплане отсутствуют люки его обслуживания. В ходе серийного изготовления УТИ-4 подвергался некоторым изменениям. Машины с М-25В имели патрубок маслорадиатора на лобовой части капота, шасси со шлицевой стойкой впоследствии заменены на шасси с двузвенником, костыль с резиновой амортизацией — на костыль с амортизацией масляно-пневматической. Часть УТИ-4 оснащалась воздушным винтом АВ-1 с законтренным механизмом изменения шага. Начиная с машины №1521109, на УТИ-4 устанавливались небольшие центропланные бензобаки емкостью 35 л каждый. Часть УТИ-4 с января 1939 года была выпущена с оборудованием для ночных полетов и неубираемыми шасси.

И-16 тип 17 с мотором М-25В. Явился разновидностью типа 10 с заменой крыльевых пулеметов «ШКАС» пушками «ШВАК». Питание пушек осуществляется через рукава, проложенных за первой рамой фюзеляжа, и далее вдоль переднего лонжерона центроплана. В верхней части фюзеляжа расположен люк для укладки снарядной ленты, для этой же цели над люком сделан вырез в задней кромке верхней части капота. В связи с установкой пушек центроплан подвергся усилению, верхний оружейный люк удлинился с 650 мм до 744 мм. Начиная с типа 17 стали устанавливаться убираемые в полете лыжи (в том числе и на типе 10). В связи с этим в нижней части капота, в месте сопряжения с крылом, появились выколотки для носков лыж. В связи с последним — исчезли нижние окна для патрубков 5 и 6 цилиндров.

И-16 тип 18 с мотором М-62. Модификация представляет тип 10 с новым более мощным мотором. Переделки коснулись усиления моторамы, установки протектированного бензобака, значительного изменения маслосистемы. Добавлен дополнительный маслобак 12 л (в связи с уменьшением емкости основного до 23 литров). Маслорадиатор увеличен до 8 дюймов, установка его несколько ниже, отчего капот в нижней части слегка «провис». Патрубок (заборник) маслорадиатора увеличен. Вверху появился патрубок скоростного напора карбюратора. Выколотка на кольце капота под тендер стягивающей ленты перенесена снизу на бок, напротив выколоток под лыжи. Первая партия машин типа 18 была оборудована винтом фиксированного шага (ВФШ) — в этом случае кок винта ставился с типа 10. На машины, оборудованные винтом изменяемого шага (ВИШ), кок ставился новый, специально сделанный для этого винта. На последних машинах винт ставился АВ-1, кок при этом был уже новый с типа 24. Электрооборудование двухпроводное с напряжением 24 вольта. Источник электроэнергии — аккумуляторная батарея типа 12А-10 устанавливалась между третьей и четвертой нервюрами центроплана. Доступ к ней обеспечивался через люки в нижней обшивке центроплана.

И-16 тип 24 с мотором М-63. Дальнейшая модификация типа 18, в соответствии с нормами прочности 1937 года.
1. Установлен ВИШ АВ-1 и новый кок-обтекатель.
2. Мотор оборудован регулятором постоянства оборотов «Р-2», дающим возможность пилоту держать нужное число оборотов.
3. Поставлена амортизационная стойка шасси с двузвенником, вместо ранее применявшегося шлицевого соединения. Одновременно увеличена эффективность амортизации, ход амортизатора увеличен до 96 мм по сравнению с 30-36 мм у предыдущего варианта.
4. Костыль на типе 24 обрел небольшое колесо и масляно-пневматическую амортизацию.
5. Введены посадочные щитки с механическим управлением. Рукоятка располагалась слева за сиденьем пилота.
6. Установлен второй откидной борт кабины пилота с правой стороны. Хотя откидной борт на правой стороне официально вводился на типе 24, встречалось подобное усовершенствование и на других типах.
7. Самолет оборудован системой ручного запуска от рукоятки стартера «РИ». Ручка в походном положении, хранящаяся в кабине пилота, при запуске вставлялась справа в специальное отверстие фюзеляжа. На правом борту фюзеляжа между шпангоутами №7 и №8 прорезан люк для рации.

И-16 тип 27 с мотором М-62. Дальнейшая модификация типа 17 с заменой двигателя М-25В на М-62. Все конструктивные изменения коснулись винтомоторной установки подобно типу 18.

И-16 тип 28 с мотором М-63. Дальнейшая модификация типа 27 с двигателем М-63. Изменения общие, в соответствии с типом 24.

И-16 тип 29 с мотором М-63. Установлен крупнокалиберный пулемет «БС» (Березина синхронный) калибра 12,7 мм в нижней части фюзеляжа, в пространстве между нишами шасси, крыльевое вооружение отсутствует. Маслорадиатор перенесен в пространство между четвертым и пятым цилиндром мотора. Подводящий патрубок маслорадиатора перенесен соответственно в пространство между окнами этих цилиндров. Часть И-16 тип 29 не имела патрубка, подвод воздуха осуществлялся через прорезные жалюзи. В связи с переносом маслорадиатора снят ручной запуск мотора «РИ». Высота шасси уменьшена на 32 мм. Ниши шасси раздвинулись — расстояние от вертикальной оси до оси колес в убранном положении увеличилось с 380 до 421 мм. Пространство между нишами шасси закрыто съемным обтекателем, отчего тип 29 слегка снизу «пополнел». В связи с перечисленными переделками, изменилась обшивка центроплана. Радиофицированные самолеты имели мачтовую антенну, установленную на правой части капота. Воздушный винт уменьшен до диаметра 2,7 м. Подвесные баки и ракетное вооружение («PC») могло устанавливаться в зависимости от заказа на типах 18, 24, 27, 28. И-16 тип 29 оборудовались установками «PC» и узлами подвески сбрасываемых бензобаков. Район установки «PC» на нижней части крыла и соответствующий участок элеронов обшивались дюралевым листом.

 

               

И-16 по типам. Схема 1.

И-16 по типам. Схема 2.

И-16 по типам. Схема 3.

 

Хронология И-16.

1932 год — Поликарпов по собственной инициативе начинает создавать истребитель-моноплан.

Май 1933 года — Руководство ВВС, ознакомившись с проектом, выдает на него задание.

22 ноября 1933 года — Приказ НКАП о запуске И-16 в серийное производство.

30 декабря 1933 года — Летчик-испытатель авиазавода № 39 Валерий Чкалов впервые поднял в воздух ЦКБ-12 с двигателем М-22..

18 февраля 1934 года — Взлетел второй прототип, ЦКБ-12 с двигателем Wright «Cyclone» F-2 (невысотный вариант) и трехлопастным воздушным винтом «Гамильтон Стандарт».

1, 2 марта 1934 года — Испытания ЦКБ-12 на штопор (летчик-испытатель В.П.Чкалов).

22 марта 1934 года — Начало эксплуатационных испытаний на Каче.

14 апреля 1934 года — Авария второго прототипа ЦКБ-12 (при посадке «сложилось» шасси).

1 мая 1934 года — Пролет И-16 М-22 над Красной площадью.

7 сентября-12 октября 1934 года — Государственные испытания (аэродром Щелково, НИИ ВВС).

Декабрь 1934 года — Начаты доработки И-16 под закупленный во Франции двигатель Gnome-Rhone «Mistral Major» (будущий М-85).

Март 1935 года — Построены специально подготовленные И-16 для первой «красной пятёрки» (летчики: Коккинаки, Шевченко, Супрун, Евсеев, Преман).

1 мая 1935 года — Демонстрационные полеты «Красной пятёрки» над Москвой.

28 августа-3 ноября 1935 года — Войсковые испытания десяти самолетов И-16 выпуска завода № 39 в 107-й АЭ Брянской авиабригады (ведущий летчик — А.Губенко).

1935 год — Демонстрация И-16 на международной авиационной выставке в Милане.

25 октября 1936 года — В Испанию прибыла первая партия истребителей И-16 тип 5 (16 машин).

9 ноября 1936 года — Первый бой истребителей И-16. Сбито 4 He.51 без потерь.

13 ноября 1936 года — Первая потеря И-16 в бою. Сбит командир группы Сергей Тархов (умер от ран в госпитале).

Октябрь 1937 года — Отправка первых И-16 с летчиками в Китай.

21 ноября 1937 года — Первый бой И-16 с японцами (район Нанкина). Первая боевая потеря И-16 в японо-китайской войне (во время бомбежки уничтожен самолет Као Чи-Хана, командира IV татуя, лётчик погиб).

1 марта 1938 года — Начало официальных поставок И-16 Китаю.

Март 1938 года — Первый захваченный врагом И-16 (Испания, И-16 тип 5).

Март 1938 года — Начало поставок И-16 тип 10 в Испанию.

23 марта 1938 года — Первый бой И-16 тип 10: сбито без потерь четыре самолёта противника.

31 мая 1938 года — Таран Антона Губенко в небе Китая.

Август 1938 года — Постройка в Испании истребителей И-16 с двигателем Wright «Cyclone» F-54.

20 октября 1938 года — Облёт трофейного И-16 тип 5 в испытательном центре люфтваффе в г. Рехлине.

Май 1939 года — Захват японцами И-16 в Западной Маньчжурии.

22 мая 1939 года — Первое столкновение И-16 с японскими истребителями в период конфликта на Халхин-Голе. Сбит один И-16, лётчик И.Т.Лысенко погиб.

11 августа 1939 года — Между СССР и Китаем подписан протокол о строительстве в районе Урумчи завода по сборке И-16.

20 августа 1939 года — Первое боевое применение авиационных реактивных снарядов. В районе халхин-гольского конфликта лётчики звена истребителей-ракетоносцев в составе пяти И-16 произвели пуск снарядов РС-82 по японским истребителям с расстояния около километра. Сбито два вражеских самолёта.

1 декабря 1939 года — Первый воздушный бой между ВВС РККА и финской авиацией. Потери сторон — один финский истребитель Бристоль «Бульдог».

5 мая 1940 года — Истребителями И-16 из 67-го ИАП сбит румынский истребитель «Харрикейн».

13 сентября 1940 года — Первый бой китайских И-16 с японским истребителем А6М «Зеро».

22 июня 1941 года — И-16 и «Мессершмитт-109» снова встретились в небе. В 3.30 над Брестом звеном л-та Мочалова (33-й ИАП ЗапВО) сбит один Bf.109 (возможно, первый в этой войне). В районе 4.00 обер-лейтенант Олейник (JG.1) сбивает И-16 (первая воздушная победа люфтваффе во время войны с СССР).

24 июня 1941 года — Первая победа ВВС СФ: командир эскадрильи ст.л-т Сафонов (72-й СмАП) на И-16 тип 24 сбил немецкий бомбардировщик Ju-88.

25 июня 1941 года — Первая победа ВВС КБФ: лётчик-инспектор 13-го ИАП к-н Антоненко на И-16 тип 29 сбил немецкий бомбардировщик Ju-88.

8 июля 1941 года — Пилотам И-16 Жукову Михаилу Петровичу, Здоровцеву Степану Ивановичу и Харитонову Петру Тимофеевичу (все из 158-й ИАП ЛенВО) первым в Великой Отечественной войне были присвоены звания Героев Советского Союза.

8 сентября 1941 года — Финнами в районе реки Свирь захвачен УТИ-4. Сейчас он находится в авиационном музее в Хельсинки и является единственным в мире сохранившимся УТИ-4.

1942 год (?) — Первые «ишачки» поступили на вооружение ВВС Монголии.

6 июня 1943 года — Возможно, последняя победа И-16 в Китае (над Бирманской дорогой командиром 41-го чаньтая Чэнем Чжаоцзи сбит японский армейский истребитель Ki.43 «Hayabusa»).

28 ноября-1 декабря 1943 года — Две эскадрильи истребителей И-16 481-го ИАП выполняют задачу по воздушному сопровождению советской делегации во главе с И.В.Сталиным на встречу союзников в Тегеран.

Апрель 1943 года — 4-й ГвИАП КБФ, один из самых успешных полков на И-16, прошёл переучивание на истребитель Ла-5.

Середина 1945 года — 888-й ИАП Дальневосточного фронта, последний в СССР полк на И-16, прошёл переучивание на истребитель P-63 «Кингкобра».

1948 год — В Центральном военно-морском музее открыт доступ к экспонату «Истребитель И-16 Дважды Героя Советского Союза Б.Ф.Сафонова».

15 августа 1953 года — Последний полет боевого И-16 (франкистская Испания, лётчик Мигель Энтрена).

1988 год — В Карелии найдены остатки И-16, предположительно воевавшего в составе 197-го ИАП и сбитого в 1941 г. Этот момент можно считать началом работ по восстановлению «ишачков» в рамках новозеландского проекта.

9 сентября 1995 года — Поднялся в воздух первый «новозеландский» И-16.

Сентябрь 2005 года — В Испанию доставлен «новозеландский» И-16 № 39, получивший код CM-249.

Апрель 2006 года — Первый полёт И-16 в небе над Испанией после пятидесятитрёхлетнего перерыва.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Михаил Маслов. «Король истребителей». Боевые самолеты Поликарпова.
Михаил Маслов. Истребитель И-16.
С.В.Иванов. И-16. Боевой «ишак» сталинских соколов.
Сайт «Истребитель И-16″(http://i16fighter.ru/index.htm).