Истребитель И-16 тип 12 (ЦКБ-12П, И-16П).

Разработчик: Поликарпов
Страна: СССР
Первый полет: 1936 г.

Первым же серийным самолетом, последовавшим за стандартным И-16 тип 5, стал пушечный вариант истребителя. В апреле 1936 года Н.Н.Поликарпов предложил проект И-16, вооруженного пушками в дополнение к имеющимся пулеметам. Этот проект, получивший обозначение ЦКБ-12П (пушечный) явился последним осуществленным на базе завода № 39 и соответственно, последним, имеющим обозначение «ЦКБ».

ЦКБ-12П или И-16П был оснащен двумя пушками ШВАК и двумя пулеметами ШКАС. Размешались они в крыле таким образом, чтобы стрельба велась за пределами диска вращающегося винта. Пушки ставились в центроплане, на месте ранее устанавливаемых ШКАСов. А сами ШКАСы перекочевали в отъемную часть крыла. Патронная лента питания пулеметов проходила через всю длину отъемной консоли. Укладка патронной ленты осуществлялась через люк в верхней поверхности законцовки крыла.

Испытания И-16П проходили с июля по сентябрь 1936 года. Уже в следующем 1937 году эта модификация под обозначением тип 12 стала выпускаться серийно на заводе № 21. Впоследствии, когда появился тип 10 с форсированным двигателем М-25В и синхронными пулеметами ШКАС в фюзеляже, переставлено было оружие и в пушечной машине. С двигателем М-25В, с фюзеляжными пулеметами как у типа 10, этот И-16 получил обозначение тип 17. Оба типа самолетов выпускались в течение 1938 года и испытания проходили в боевых условиях в Испании.

Государственные испытания обе машины проходили в феврале 1939 года, на аэродроме НИИ ВВС в Шелково. Особенностью этих испытаний явилось то, что самолеты были оборудованы убирающимися лыжами типа «Р-39». Вообще, российские климатические условия, отличающиеся длинной зимой и обилием снега, с самого зарождения авиации подразумевали постановку лыж на самолеты. С ростом полетных скоростей и появлений убирающегося шасси, проблема усложнилась, так как убирать громоздкие лыжи было значительно сложнее, чем колеса. На И-16 такая работа началась еще зимой 1935-1936 годов.

ЛТХ:

Модификация: И-16 тип 12
Размах крыла, м: 9,00
Длина, м: 5,99
Высота, м: 3,25
Площадь крыла, м2: 14,54
Масса, кг
-пустого: 1160
-взлетная: 1718
Тип двигателя: 1 х ПД М-25А
-мощность, л.с.: 1 х 730
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 393
-на высоте: 431
Практическая дальность, км: 520
Cкороподъемность, м/мин: 688
Практический потолок, м: 8240
Экипаж: 1
Вооружение: 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС и 2 х 20-мм пушки ШВАК.

Опытный истребитель И-16 тип 12 на испытаниях. Лето 1936 г.

1.Опытный И-16 тип 12 на испытаниях.

Опытный истребитель И-16 тип 12 на испытаниях. Лето 1936 г.

Оружейники заряжают пушки ШВАК на И-16 тип 12. Лето 1936 г.

3.Опытный И-16 тип 12. Рисунок.

И-16 тип 12. Рисунок.

.

.

Список источников раздела:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Михаил Маслов. «Король истребителей». Боевые самолеты Поликарпова.
Михаил Маслов. Истребитель И-16.
С.В.Иванов. И-16. Боевой «ишак» сталинских соколов.
Сайт «Истребитель И-16″(http://i16fighter.ru/index.htm).
Сайт «Уголок неба».