Самолетный командно-измерительный пункт 976 СКИП.

Разработчик: ОКБ Ильюшина, Бериев
Страна: Россия
Первый полет: 1986 г.

При испытаниях баллистических и крылатых ракет необходимо фиксировать работу их систем в полете. Задача эта сложная — в отличие от самолета, в случае неисправности ракету не посадишь «на вынужденную» и конструкторам остается только разбирать обломки и гадать, где они допустили промах.

По той же причине на ракету не поставишь КЗА — если ракета рванет, от аппаратуры останутся одни воспоминания и все записанные данные пропадут (не говоря уже о том, что ставить ее зачастую просто некуда). Единственный выход — снабдить ракету передатчиком и фиксировать работу ее систем с помощью телеметрии. Для приема данных служат наземные станции и специальные самолеты.

Долгое время для приема данных служили самолеты Ил-18СИП (самолетный измерительный пункт), базировавшиеся в г. Ленинск близ космодрома Байконур и обслуживавшие советскую космическую программу. Еще один с нестандартным номером СССР-27220 был в распоряжении ЛИИ им. М.М.Громова и использовался при испытаниях ракет.

Однако время берет свое и Ил-18СИП начали готовить замену. Сначала два Ил-76М — СССР-86721 и СССР-86024, соответственно 1977-го и 1979 годов выпуска, были переоборудованы в «ловцы телеметрии», известные как самолет «676» и самолет «776». Вместо хвостовой прели у них установлен магнитометр, закрытый обтекателем в виде усеченного конуса; у первой машины обтекатель темно-серый с обрубленным концом, у второй — белый с полусферическим задним концом. По бокам киля имеется по одной Г-образной антенне, еще две — над пилотской кабиной, а снизу за носовой опорой шасси — две шлейфовые антенны. Самолеты базируются в ЛИИ им. М.М.Громова.

Наконец, в середине 80-х на базе Ил-76МД был разработан самолетный командно-измерительный пункт (СКИП), он же самолет «976». Название объясняется тем, что образцы военной техники и вооружения у нас именуются «изделиями», а этот самолет получил обозначение «изделие 976».

Эту машину иногда путают с самолетом А-50, потому что она тоже «с грибом»: на ней установлен тот же радар кругового обзора «Шмель» с характерной вращающейся антенной в огромном дискообразном обтекателе на двух пилонах за крылом. (По этой причине в ЛИИ самолет прозвали «поганкой».) Но если приглядеться, у этих двух машин больше различий, чем сходства.

СКИП 976 конструктивно представляет собой гибрид Ил-76МД и А-50. На нем установлены радиопрозрачные обтекатели для размещения многочисленных антенн. В районе 50-56 шпангоутов на двух пилонах установлен вращающийся модуль РФ-2 диаметром около 11 и высотой 1,5 м. В грузовом отсеке смонтирован большой комплекс экспериментального оборудования в состав которого входят:
-радиотелеметрическая система;
-системы траекторных измерений;
-система командного радиоуправления;
-бортовая система обработки и отображения информации;
-система трансляции и ретрансляции информации;
-система единого времени. Аппаратура размещена в самолете на двух палубах. Рабочие места 15 операторов находятся на первом этаже. Люди имеют все необходимые -средства жизнеобеспечения и спасения при полетах как над сушей, так и над водой.

Несмотря на военное (пусть даже испытательное) назначение, самолеты имеют аэрофлотовскую раскраску и гражданские номера СССР-76452 по СССР-7б456. Правда, на борте вместо привычной надписи «Ил-76МД» написано «976».

У самолета сохранены обе входные двери, грузовой люк, стандартные обтекатели основного шасси, остекление штурманской кабины и кабина стрелка. Вместо хвостовой турели установлен радар обзора задней полусферы в солидном полусферическом обтекателе, а штатный радар наведения пушек снят.

Перед центропланом установлены антенны спутниковой связи, закрытые большим обтекателем, а на концах крыла — массивные цилиндрические контейнеры с аппаратурой, на которых смонтированы аэронавигационные огни. Передние и задние части контейнеров радиопрозрачные и закрывают плоские излучатели антенн.

По бокам остекления штурманской кабины установлены четыре длиннющие штанги ПВД (при виде спереди они расположены квадратом). Перед остеклением пилотской кабины смонтированы четыре Г-образные рамочные антенны, две из которых направлены вперед, две другие — назад.

За носовой опорой шасси имеются две большие шлейфовые антенны, под обтекателями шасси — две большие и две маленькие Г-образные антенны и две лепестковые антенны. Две таких же больших Г-образных антенны установлены бок о бок над пилотской кабиной и еще по три — по бокам киля на разном расстоянии друг от друга.

Грузовая кабина битком набита КЗА — вдоль бортов едва можно протиснуться, часть аппаратуры смонтирована даже на грузовой рампе.

Машины различаются в деталях. Так, у экземпляров СССР-76452 и СССР-76453 перед грузовой рампой выступает дополнительный датчик в оранжевом обтекателе — «наперстке». Кроме того, у СССР-76452 сверху и снизу крыльевых контейнеров имеются Г-образные рамочные антенны — такие же, как перед остеклением пилотской кабины.

Самолет используется для слежения за космическими объектами и испытуемыми ракетами. С его борта ведется радиолокационное наблюдение за ракетой и запись данных телеметрии на магнитную ленту для последующей расшифровки, а в случае отклонения ракеты от курса или возникновения неисправностей дается команда на ее подрыв. В частности, самолеты «976» участвовали в испытаниях ракетоносца Ту-160, засекая пробные пуски крылатых ракет РКВ-500.

Дальность сопровождения объектов составляла от 400 км — для маловысотных объектов, до 2-3 км — для высотных, а при групповом использовании СКИП — более 10 тыс. км. Все они базировались в ЛИИ, интенсивно эксплуатировались и по мере износа ставились на отдаленную стоянку.

Первый СКИП-976 (заводской № 5002) начал эксплуатироваться в 1986 году, затем вступили в строй еще 4 аналогичные машины. Последний из пяти самолетов был построен в 1987 году, а 16 августа 1988 года они «засветились» во время воздушного праздника в Жуковском в День авиации. Забравшись повыше, можно было видеть все пять машин, выстроенные аккуратным рядком на стоянке. Обнаружив «девятьсот семьдесят шестые», западные журналисты приняли их за прототипы советского АВАКСа (а что они могли еще подумать, увидев Ил-76 «с грибом»?).

У нас же решили, что скрывать существование СКИПа уже нет смысла и на выставке «Москоу Аэроспейс-90» на стенде ЛИИ появился снимок «девятьсот семьдесят шестого». А 23 мая 1991 года в газете «Совьет Уикли», издаваемой для иностранцев, появилась статья о ЛИИ со снимком экземпляра СССР-76453 (фюзеляж № 5009; в западных источниках приводился заводской № 0013434009, но это сомнительно — фюзеляжный номер слишком поздний).

Подпись под снимком гласила: «Летающая лаборатория Ил-76 для изучения химического состава атмосферы». Как говорил Козьма Прутков, если на клетке со слоном прочтешь надпись «Бегемот»… На такую «утку» могли купиться только люди, далекие от авиации: мощный радар кругового обзора ну никак не вязался с «изучением химического состава атмосферы»!

Год спустя СССР-76453 был показан на МосАэроШоу-92 — на сей раз с правдивой табличкой «Самолетный командно-измерительный пункт». Еще через год на авиасалоне МАКС-93 демонстрировался самолет «976» СССР-76456 (заводской № 0073474208, фюзеляж № 5602), причем посетители впервые получили возможность осмотреть его изнутри. Этот экземпляр отличается от прочих «девятьсот семьдесят шестых» тем, что радиопрозрачные части крыльевых контейнеров не зеленые, а серые.

В настоящее время три из них списаны. Свертывание программ создания новых вооружений привело к упадку и в этой тематике. Потенциально остается возможность применения этих уникальных самолетов в каких-то новых сферах.

В 2004 году в летно-исследовательском институте им. М.М.Громова на базе самолетного командно-измерительного пункта (СКИП) «976» № 76456 создана и прошла испытания новая летающая лаборатория (ЛЛ) для летных испытаний новых двигателей инозаказчика. В результате переоборудования с самолета демонтирован радиотехнический комплекс во вращающемся дисковом обтекателе над фюзеляжем, а вместо левого внутреннего штатного двигателя Д-30КП установлена специальная гондола для опытных двигателей. После завершения испытаний ЛЛ № 76456 в ЛИИ она будет передана заказчику — Китайскому летно-испытательному центру CFTE (China Flight Test Establishment), чьи логотипы уже нанесены на борта самолета.

ЛТХ:

Модификация: 976 СКИП
Размах крыла, м: 50,50
Длина самолета, м: 46,59
Высота самолета, м: 14,80
Максимальный диаметр фюзеляжа, м: 4,80
Площадь крыла, м2: 300,0
-пустого самолета: —
-нормальная взлетная: 190000
Тип двигателя: 4 х ТРДД Д-30КП
Тяга, кгс: 4 х 12000
Максимальная крейсерская скорость, км/ч: 780
Практическая дальность, км: 6800
Практический потолок, м: 12000
Экипаж, чел: 5.

976 СКИП на рулежке.

976 СКИП на рулежке.

976 СКИП на рулежке.

976 СКИП после взлета.

976 СКИП после взлета.

976 СКИП после взлета.

976 СКИП в полете.

976 СКИП в полете.

976 СКИП в полете.

976 СКИП заходит на посадку.

976 СКИП. Рисунок.

Проекции 976 СКИП. Рисунок.

.

.
Список источников:
Д.С.Комиссаров. Ил-76: История самолета.
Крылья Родины. Лев Берне, Константин Удалов. «Илы» с индексом «А».
Мир Авиации. Петр Батуев. СИПы и СКИПы.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Ильюшин, Бериев 976 СКИП».