0.Михаил Сципио дель Кампо.

Сципио дель Кампо, Михаил (1887-1984).

Граф Михал Сципио дель Кампо родился 26 января 1887 года в селе Райки Бердичевского уезда Киевской губернии Российской империи, в богатой семье выходцев из Италии. Авиатор, пионер русской авиации, инженер-металлург. Изучал металлургию в Санкт-Петербургском политехническом институте им. Петра Великого.

В 1905 году увлекся авиацией. В июле 1910 года Сципио дель Кампо будучи членом Французского аэроклуба получил Диплом пилота (№ 211). Во время проведения в Санкт-Петербурге II-ой международной авиационной недели (14-22 мая 1911 года) совершил полeт на моноплане конструкции русского инженера князя А.С.Кудашева «Кудашев-4», но совершил аварию.
13 августа 1911 года нa немецком самолете «Etrich-Rumpler Taube» совершил первый в истории 17-ти минутный полет над Варшавой, поднявшись на высоту до 500 метров.
25 сентября 1911 года провел испытание самолета, созданного инженерами-конструкторами Чеславом Зберанским и Станиславом Цивинским. На следующий же день, 26 сентября 1911 года Сципио дель Кампо предпринял неудачную попытку перелета на биплане «Zbieranski і Cywinski» из Варшавы в столицу Империи — Санкт-Петербург. Завершить полет не удалось из-за поломки и падения самолета.

Осенью 1911 года принял участие в перелете Санкт-Петербург — Москва на самолете «Morane-Borel-Saulnier A» в котором занял 9-е место.

Затем он был летчиком-инструктором школы пилотажа в варшавском обществе «Авиата», летчиком-испытателем в Москве и Киеве, принимал участие в различных авиапредставлениях.

До 1914 года провел целый ряд демонстрационных полетов на различных летательных аппаратов, в основном, в различных городах Российской империи (в том числе, в Царском Селе, Ченстохове, Львове (Галиция) и др.).

С 1914 по 1932 годы — работал инженером термотехнического концерна в Швеции. В 1932 году приехал и поселился в польской столице, где прожил до конца Второй Мировой войны. В 1945 году переселился в Катовице, где работал во главе созданного им конструкторском бюро инженером — термодинамиком на строительстве металлургических печей.
В 1952 году он ушел на пенсию, но зная и свободно разговаривая на многих языках (русском, английском, французском, немецком, итальянском, испанском, португальском, датском, шведском, норвежском) стал присяжным переводчиком.
С 1956 года занимался общественной деятельностью, был активистом аэроклуба Силезии в Катовице. Одним из первых был награжден знаком отличия заслуженного деятеля спортивной авиации, а в 1981 году первым был удостоен Золотой медали Аэроклуба ПНР.
Михал Сципион дель Кампо считается одним из трех первых русских летчиков, чьи имена размещены на Доске почета в Доме летчиков в Санкт-Петербурге.

Умер Михал Сципион дель Кампо 7 марта 1984 года в г. Катовице в Польше.

Михаил Сципио дель Кампо у самолета Hanriot «Libellule». 1910 г.

.

.

Список источников:
Сайт «Электронный мемориал ПомниПро». Сципио дель Кампо — Биография.
А.А.Демин. Ходынка: Взлетная полоса русской авиации.