0.Костин Николай Дмитриевич.

Костин Николай Дмитриевич (1879-1913).

Родился в 1879 году. Дом Костиных стоял рядом с механическим и чугунолитейным заводом инженера Провоторова. На этом заводе Николай работал некоторое время, но снова и снова перечитывал пожелтевшие страницы книги «Как люди научились летать». Эта мечта привела его в 1908 году в Одессу. Николай слесарил, затем стал шофером, но крылатая машина пленила и отняла у него покой. Он был в числе восторженных очевидцев полёта первого русского авиатора М.Н.Ефимова. По его совету Николай отправился во Францию, в авиационную школу.

В октябре 1910 года журнал “Вестник воздухоплавания” впервые публикует список русских авиаторов. Среди них — имя Николая Дмитриевича Костина, ставшего шестнадцатым дипломированным авиатором России. Он совершает показательные полёты, выполняет и знаменитую «петлю Нестерова». Вскоре Николай Дмитриевич стал главным инструктором школы лётчиков императорского Всероссийского аэроклуба. В те дни шла подготовка к первому и крупнейшему по тому времени групповому перелёту из Санкт-Петербурга в Москву. В этом дерзновенном предприятии решил участвовать и Костин… Долететь до Москвы удалось только одному — первоклассному лётчику А.А.Васильеву. Большую силу воли проявил и Н.Д.Костин: приходилось совершать вынужденные посадки, устранять неисправности. Миновав Новгород, Вышний Волочек, не долетев до Твери, самолёт потерпел серьёзную аварию и Костин выбыл из состязания. По протяжённости полёта он занял третье место и получил приз — 4950 рублей.

Вернувшись в столицу, Костин приступил к работе в авиационной школе. Осенью 1912 года он одним из первых записался в добровольческий авиационный отряд, участвовал в Балканской войне на стороне братской Болгарии, за свободу славян от турецкого ига. В феврале 1913 года, попав в густой туман и сильный боковой ветер, Костин сбился с курса, совершил вынужденную посадку на территории противника. Турки пытались задержать пилота, считая его шпионом. Но российский консул и представитель русского войскового командования доказали, что Костин являлся чисто военным разведчиком. Его обменяли на видных турецких военнопленных.

В апреле 1913 года Николай Дмитриевич вернулся на родину, но вскоре тяжело заболел и умер. Ему было всего 34 года. Во время похорон авиаторы совершали над кладбищем полёты, отдавая последние почести своему «крылатому» товарищу. 26 февраля 1914 года в Петербурге состоялось торжество, посвящённое авиаторам-добровольцам. Как сообщал журнал «Воздухоплаватель», болгарский посланник вручил награды участникам Балканской войны. Среди них — имя Н.Д.Костина, которому уже не суждено было украсить свою грудь орденом…

2.Перелет С.Петербург-Москва. Авиатор Костин с пассажиром.

Авиатор Н.Д.Костин с пассажиром. Перелет Санкт-Петербург — Москва 1911 года. 

3.Заметка об освобождении русского авиатора Н.Д.Костина.

Газетная заметка об освобождении русского авиатора Н.Д.Костина.

.

.

Список источников:
Михаил Жирохов. Сербская авиация в первой Балканской войне.
Е.В.Королева, М.С.Савова-Черкезова. Небесные побратимы.