логотип0.Дельфин-2

 

 

 

 

 

 

 

.

История Конструкторского Бюро «Дельфин» началась в 1966 году, когда в Кронштадте было создано общественное конструкторское бюро «ОКБ Кронштадта». И уже через полтора года коллектив ОКБ под руководством Петра Ивановича Лявина построил один из первых в СССР цельнометаллических одноместных самодеятельных самолетов, который получил название «Оса». Самолет высоко оценили авиационные специалисты, его конструкция публиковалась в журнале «Моделист Конструктор».

Новый этап истории ОКБ начался в 1974 году, когда был создан первый двухместный цельнометаллический учебно-тренировочный самолет «Дельфин». Свой первый полет «Дельфин» совершил с мотором «Вальтер-Микрон» мощностью 50 л.с., но этой мощности оказалось недостаточно и вскоре «Микрон» заменили на «Вальтер-Минор» мощностью 140 л.с. С этим двигателем самолет получил наименование «Дельфин-1″.

«Дельфин-1» представлял собой моноплан с низким расположением крыла и размещением членов экипажа рядом. Такая компоновка считается наиболее удобной для обучения. «Дельфин-1» сочетал в себе простоту техники пилотирования, относительно невысокую скорость сваливания, невысокие взлетную и посадочную скорости. В то же время энерговооруженность машины была достаточна для выполнения фигур простого и сложного пилотажа.

По своим летным возможностям «Дельфин» практически не уступал серийному учебно-спортивному Як-52. Сравнивая «Дельфин» с Як-52 можно отметить, что на постройку «Дельфина» ушло полтора года, примерно столько же заняло создание Як-52. Но если в Кронштадте самолет строили пять человек в свободное от основной работы время, на Як-52 были задействованы десятки человек и около десяти научных институтов. При практически одинаковых летных возможностях Як-52 с мотором в 360 л.с. на взлете имеет массу свыше 1300 кг, а «Дельфин» с мотором в 140 л.с. — 670 кг. Серийный Як-52 стоил 80 тыс. рублей, а первый опытный обошелся значительно дороже. В то же время на «Дельфин» хватило отчислений из зарплаты пяти его создателей.

«Дельфин» дважды принимал участие в смотрах-конкурсах любительских самолетов (СЛА-83 и СЛА-85) и дважды занимал призовые места. На СЛА-85 самолет был удостоен также специального приза ЦК ДОСААФ СССР как лучший учебный самолет. По завершении слета СЛА-85 профессиональные летчики-испытатели (А.А.Щербаков, А.А.Синицын и Ю.П.Шеффер), опробовавшие «Дельфин» в воздухе, рекомендовали наладить серийный выпуск самолетов типа «Дельфин» для авиационных спортивных клубов ДОСААФ, для тренировки профессиональных пилотов и для использования в народном хозяйстве.

В 1990 году была завершена постройка двух самолетов «Дельфин-2″ с двигателем М-332 «Вальтер-Минор», которые стали дальнейшим развитием «Дельфина-1». Самолеты достаточно хорошо выполняли фигуры сложного пилотажа, успешно использовались как учебно-тренировочные, участвовали во многих слетах и выставках. На СЛА-91 «Дельфин-2» признан лучшим спортивным самолётом, удостоен приза за лучшую конструкцию самолёта для первоначального обучения. После выхода в свет «Дельфина-2» «ОКБ Кронштадта» было переименовано в «ОКБ Дельфин».

В 2000 году был выпущен «Дельфин-3» с двигателем М-332 «Вальтер-Минор». Первый четырехместный самолет ОКБ. В 2003 году создана модификация самолета «Дельфин-2» — «Дельфин-4».

В 2010 году построен легкий самолет «Дельфин-10», который получил собственное имя – «Карась». На сегодняшний день летные испытания завершены. Самолет прошел процедуры регистрации и сертификации. Осенью 2012 года получил сертификат летной годности. «Дельфин-10» способен выполнять фигуры сложного и высшего пилотажа.

В ноябре 2014 года совершил свой первый полет самолет «Дельфин-5» — это дальнейшая модификация самолета «Дельфин-3», представляет собой цельнометаллический моноплан клепанной конструкции с нижним расположение крыла нормальной аэродинамической схемы. За многие годы работы ОКБ «Дельфин» накопило огромный практический опыт по проектированию и строительству легких цельнометаллических самолетов. Основная цель ОКБ – создание легких самолетов для первоначального обучения пилотированию. Широкие возможности, которые предоставляют новые экономические условия позволяют использовать весь потенциал ОКБ для развития в новом направлении – конструирование и строительство новых самолетов по требованиям заказчиков. Это стратегическое направление стало новым этапом развития ОКБ «Дельфин» на ближайшие годы, но неизменным будут строгие стандарты, принятые еще в конце 60-х годов: простота, надежность и безопасность самолетов ОКБ «Дельфин».

Общественное КБ «Дельфин» г. Кронштадт, e-mail: okb@delfin.aero

Продолжение истории «ОКБ Дельфин».

.

.

Источник:
Сайт Общественного КБ «Дельфин» (http://delfin.aero).