Легкий многоцелевой самолет Як-58.
Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: Россия
Первый полет: 1994 г.
Есть самолеты, которые сразу отличишь из сотни машин. Именно к таким и относится шестиместный Як-58, легкоузнаваемый по своей двухбалочной схеме и высокорасположенному стабилизатору. А еще — по изящной, сплошь застекленной гондоле и сзади расположенному двигателю с толкающим винтом. Самолет обращает на себя внимание предельной компактностью и исключительной рациональностью конструкции. Вообще эта схема мало распространена. За рабежом ей уделяют серьезное внимание на фирмах «Муни» и «Бичкрафт». У нас же машин подобной схемы в серийном производстве не было, если не считать, конечно, М-17 «Стратосферу» — самолет спецназначения. Каковы же особенности конструкции Як-58? Фюзеляж Як-58 цельнометаллический, выполненный по схеме полумонокок, составленной шпангоутами, лонжеронами и стрингерами. Обшивка металлическая, гладкая, работающая. Низкорасположенное крыло двухлонжеронное, цельнометаллической конструкции, с набором нервюр и стрингеров. Оно разъемное, крепится к центроплану с помощью силовых узлов на лонжеронах. В корневой части крыла расположены 2 топливных бака емкостью по 250 л. Закрылок и элероны крепятся на кронштейнах к заднему лонжерону крыла. Законцовка выполнена из стеклопластика.
Оперение самолета П-образной схемы, состоит из двух килей с рулями направления. Кили выполнены заодно с хвостовыми балками. Стабилизатор прямоугольной формы в плане, цельнометаллический, имеет продольный набор из лонжерона и стрингеров, поперечный — из нервюр, работающую обшивку и стеклопластиковые обтекатели стыков с килями. Шестиместная негерметичная кабина-гондола вентилируется забортным воздухом, имеет две двери. Правая, грузовая — сдвижная. Ее можно использовать для сброса грузов. Остекление кабины выполнено из формованного оргстекла. Удобные кресла создают необходимый комфорт пассажирам. Кресло пилота — регулируемое. У заднего шпангоута установлен двухместный диван. За спинкой дивана — багажный отсек. Управление на Як-58 ручное, безбустерное. Проводка управления комбинированная. Предусмотрена установка управления для второго пилота. Шасси с самоориентирующимся передним колесом убирается в полете. Пневматики низкого давления обеспечивают эксплуатацию самолета на грунтовых аэродромах. Пневмосистема с рабочим давлением 50 кгс/см2 предназначена для запуска двигателя, уборки и выпуска шасси, а также для управления тормозными колесами.
Основные данные Як-58 такие. Мощность двигателя М-14ПТ 360 л.с. Винт трехлопастный изменяемого шага немецкой фирмы «МТ-Пропеллер». Масса пустого самолета — 1270 кг. Коммерческая нагрузка — 450 кг. Максимальная взлетная масса — 2125 кг. Скорость полета: максимальная — 300 км/ч, крейсерская — 260 км/ч, посадочная — 125 км/ч. Максимальная высота полета — 4000 м. Длина самолета — 8,55 м, высота — 3,16 м, размах крыла — 12,7 м, площадь крыла — 20 м2. Длина взлетной дистанции — 610 м, посадочной — 600 м. При аэродинамических продувках и летных испытаниях Як-58 показал отличные результаты.
Летные испытания продолжаются, их проводят летчики-испытатели Юрий Митиков и Андрей Синицын. В серию заложены первые 20 машин. Как говорится — дай Бог… Интересно отметить, что Главным конструктором и у этой яковлевской машины — он же, Дмитрий Калистратович Драч, — среднего роста, собранный, энергичный. В 1974 году он окончил МАИ, работал в ЦАГИ, опубликовал ряд научных работ, наиболее заметна из которых — «Аэродинамика крыла умеренной стреловидности». В 1978-1980 годах служил в ВВС, готовил к полетам Ту-16. Затем в ОКБ им. А.С.Яковлева участвовал в разработках Як-53 (рекордный), Як-55, Як-55М. Своими учителями Драч считает Ю.И.Янкевича и С.А.Яковлева. Разработкой Як-58 занимались: Главный конструктор Д.Драч, зам. руководителя программы Ю.Янкевич и ведущий инженер В.Баранов. У Як-58, этого многоцелевого самолета оригинальной конструкции, несомненно, большое будущее. Уже только неординарным своим видом он радует глаз любителей и знатоков авиационной техники. Так и хочется сказать: «Пусть будет у России такой необыкновенный самолет!» Ведь в истории отечественной авиации среди пассажирских самолетов он — единственный в своем роде.
Модификации :
Як-58 — первая серийная модификация.
Як-58М — грузовой вариант для перевозки не менее 600 кг груза.
Як-58З — ( З -западный, обозначение условное) прорабатываются варианты с двигателем фирмы Allison мощностью 400 л.с. и с импортным оборудованием. На конец 1996 года прорабатывались 3 варианта силовой установки самолета, но окончательный вариант еще не был выбран.
ЛТХ:
Модификация: Як-58
Размах крыла, м: 12,70
Длина самолета, м: 8,55
Высота самолета, м: 3,16
Площадь крыла, м2: 20,00
Масса, кг
-пустого самолета: 1360
-максимальная взлетная: 2125
Тип двигателя: 1 х ПД М-14ПТ
-мощность, л.с.: 1 х 360
Максимальная скорость, км/ч: 280
Крейсерская скорость, км/ч: 250
Дальность действия, км: 1000
Практический потолок, м: 4000
Экипаж, чел: 1
Полезная нагрузка: 6 пассажиров или до 600 кг груза.
Як-58 на стоянке авиасалона.
Як-58 на стоянке.
Самолеты Як-58 в сборочном цехе.
Приборная панель Як-58.
Як-58. Компоновочная схема.
Як-58. Схема.
.
.
Список источников:
Военный парад. Юрий Янкевич, Автандил Хоперия. Як-58: мал да удал.
Крылья Родины. Евгений Подольный. «Яки» держат марку. Единственный в своем роде.
Крылья Родины. А.Сорокин. Такси уходит в небо.