Гудков Михаил Иванович (1904-1983).
Советский авиаконструктор и организатор авиапромышленности, один из руководителей конструкторского коллектива по созданию истребителя ЛаГГ-3, главный конструктор по самолётостроению (1939-1943), начальник опытно-конструкторских бюро и главный конструктор ряда крупных предприятий авиационной промышленности СССР, лауреат Сталинской премии 1 степени (1941 г.) совместно с В.П.Горбуновым и С.А.Лавочкиным.
Под руководством Гудкова созданы самолёты Гу-82 (март 1941 г.), К-37 (май 1941 г.), Гу-1 (июнь 1943 г.), Гу-2 (в проекте), Гу-ВРД (в проекте, март 1943 г.), стратостат «СС»-«Волга» (сентябрь 1962 г.).
Михаил Гудков родился в семье рабочего 8 (21) декабря 1904 года в г. Баку, Бакинской губернии Российской Империи. Закончил школу 2-ой ступени. В 1921-1924 годах студент механического факультета Политехнического института по специальности «инженер-механик».
Был призван в Красную Армию, где учился в Ленинградской Военно-теоретической школе Красного воздушного флота и школе красных лётчиков. Служил в армии лётчиком. После демобилизации в 1928 году, работал конструктором на авиазаводе № 39.
В 1930-1932 годах работал на авиазаводе № 1 им.»ОСОАВИАХИМа» ведущим инженером и зам.начальника производства, одновременно учился в Московском авиационном институте.
В 1934 году окончил Московский авиационный институт самолётный факультет по специальности «инженер-конструктор».
В 1933-1936 годах работал в ЦАГИ начальником конструкторского бюро Опытного отдела.
В 1936-1937 годах — заместитель главного инженера и начальник ОТК на авиазаводе № 126 (Комсомольск-на-Амуре).
С 1937 года — старший инженер отдела Первого (самолётного) Главного управления Народного Комиссариата оборонной промышленности, а с января 1939 года — старший инженер самолётного (4-го) отдела Первого Главного управления Народного Комиссариата авиационной промышленности СССР.
В конце апреля 1939 года — начальник 4-го отдела Первого управления Горбунов, сотрудники 4-го отдела Гудков и Лавочкин обратились с письмом к Наркому авиационной промышленности СССР с предложением создать самолёт с использованием нового материала дельта-древесины.
В конце мая 1939 года было организовано новое ОКБ-301 при заводе № 301 (г. Химки Московской области) для создания самолёта под коллективным руководством Горбунова, Лавочкина, Гудкова.
С июля 1939 года главные конструкторы М.И.Гудков и С.А.Лавочкин работают под руководством начальника ОКБ-301 В.П.Горбунова.
29 августа 1939 года вышло Постановление Совнаркома № 243 о постройке 2-х цельнодеревянных самолётов И-301 (ЛаГГ-1).
Приказом № 430 от 10 октября 1940 года НКАП самолёт ЛаГГ-3 принят в серийное производство.
14 декабря 1940 года М.И.Гудков назначен начальником ОКБ-301 (г.Химки Московской области).
16 октября 1941 года ОКБ-301 было эвакуировано вместе с заводом № 301 на территорию авиационного завода № 153 Новосибирск.
В декабре 1941 года, учитывая серьёзное положение на фронте, Нарком А.И.Шахурин даёт поручение Гудкову незамедлительно внедрить новые самолёты Гу-82 и К-37, уже прошедшие предварительные испытания (К-37 на фронте под Вязьмой) в производство на авиазаводе № 21 в Горьком, но это не удалось сделать.
В апреле 1942 года Гудков с частью своего коллектива ОКБ-301 возвращается в Химки. В сентябре 1942 года ОКБ-301 из г. Новосибирска переведено на территорию завода № 156 в г. Горький.
В 1943 году Гудков продолжил работать над самолётом Гу-1, работу над которым прекратил в начале войны по приказу НКАП. В начальный период войны нужно было ускорить работы над К-37 и Гу-82, так необходимых фронту.
12 июня 1943 года самолёт Гу-1 выкатили на взлётно-посадочную полосу Центрального аэродрома. Для испытания самолёта был приглашён лётчик-испытатель подполковник А.И.Никашин. Первый испытательный полёт Гу-1 окончился катастрофой в которой А.И.Никашин погиб.
На основании выводов комиссии, Гудкова обвинили в серьёзных ошибках допущенных в расчётах при сборке самолёта. Нарком А.И.Шахурин доложил о выводах комиссии И.В.Сталину и предложил лишить Гудкова звания главный конструктор 2-й степени и запретить заниматься конструкторской деятельностью. Сталин согласился с предложением Наркома. Приказом НКАП от 6 июля 1943 года М.И.Гудков был лишён звания главного конструктора и направлен заместителем начальника ОТК завода № 84 (ныне Ташкентское авиационное производственное объединение имени В.П.Чкалова), а коллектив ОКБ-301, находящийся в г. Горьком, передан в ОКБ-21 под руководством Лавочкина.
В 1944-1946 годах работал на заводе № 51 (г. Реутов Московской области) зам главного конструктора по лётным испытаниям.
В 1946-1953 годах — ответственный руководитель работ ОКБ-2 Опытного завода № 1 на базе авиазавода № 458 (пос. Иваньково г. Дубна Московской области) (в настоящее время ОАО «Дубненский машинстроительный завод имени Н.П.Фёдорова»).
В декабре 1948 года был назначен ответственным руководителем по экспериментальному самолёту «346» с ЖРД, включая испытания и доводку до серийного производства на этом же заводе.
В 1953-1955 годах — начальник ОКБ-491 (г. Кимры Тверская область) при заводе № 491 по выпуску станочного оборудования для авиационной промышленности (в настоящее время ОАО «Савеловский машиностроительный завод»).
В 1956 году был назначен главным конструктором ОКБ-424 (в настоящее время ГУП «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики») по созданию дирижаблей, аэростатов, аэрозондов.
С 1959 года — на заводе «Универсал» (в настоящее время ГП «Московский конструкторско-производственный комплекс «Универсал») по созданию парашютных систем.
Умер 19 марта 1983 года вследствие ишемического инсульта. Похоронен на Преображенском кладбище г. Москвы.
Награды:
— орден Трудового Красного Знамени (1945 г.);
— медалью «За оборону Сталинграда»;
Лауреат Сталинской премии 1 степени (1941 г.).
.
.
Список источников:
Сайт «Центр политических исследований». Гудков Михаил Иванович. (http://eurasian-defence.ru/?q=node/24556).