Легкий многоцелевой самолет Ф-3.
Разработчик: О.Фефелов
Страна: Россия
Первый полет: 2005 г.
Самолёт Ф-3 является развитием предыдущего самолета Ф-1. Проектирование и постройка Ф-3 была начата в конце 2003 года. Первый полёт на Ф-3 конструктор совершил в марте 2005 года, а зарегистрировали его как ЕЭВС АОН 17 мая 2007 года.
Самолёт — двухместный, учебно-тренировочный, туристический. По аэродинамической схеме — это классический свободнонесущий моноплан с нижним расположением крыла и хвостовым оперением без расчалок.
Конструкция — деревянная, со стеклопластиковой обшивкой. Для неё использовался в основном готовый листовой стеклопластик марки СТЭФ-05 (толщина — 0,5 мм).
Силовая установка самолёта — двигатель VW-2100 фирмы «Фольксваген» мощностью 112 л.с. при 4800 оборотах в минуту, четырёхцилиндровый, четырёхтактный, жидкостного (тосол) охлаждения. Работает на бензине А-95.
Моторама выполнена из трубы наружным диаметром 25 мм и толщиной стенки 1,5 мм. Материал трубы — сталь 20. В точках подвески двигателя к мотораме установлены резиновые амортизаторы.
Вращение от выходного вала двигателя на вал воздушного винта осуществляется через шестерёнчатый редуктор с передаточным отношением 2,05.
Воздушный винт — заводского изготовления, трёхлопастный, изменяемого и фиксируемого на земле шага, марки ВФШ-183/1800 (диаметр ометаемой им поверхности — 1800 мм).
Лопасти — стеклопластиковые. Статическая тяга винта на взлётном режиме — 200 кгс.
Фюзеляж самолёта — деревянный, ферменной конструкции. Все его силовые элементы (лонжероны, раскосы, шпангоуты) изготовлены из высокосортной древесины — прямослойных сосновых брусков без сучков с проверенной прочностью на растяжение (830 кг/см2) и на сжатие (350 кг/см2). Склейка всех узлов производилась эпоксидной смолой усиливались треугольными вставками толщиной тоже 25 мм. Шпангоуты выполнены из брусков сечением 25×25 мм в форме Прямоугольных рамок. Передний шпангоут перекрыт противопожарной перегородкой из дюралюминиевого (Д16Т) листа толщиной 2 мм. Всего фюзеляж имеет девять шпангоутов. Обшивка фюзеляжа осуществлена готовым листовым стеклопластиком марки СТЭФ-05, приклеиваемым к элементам каркаса эпоксидным связующим.
Кабина самолёта — двухместная, с расположением пилотов «бок о бок», находится между первым и третьим шпангоутами. Самолёт имеет на борту радиостанцию ІС-А200, а также необходимый набор пилотажно-навигационных приборов для полёта в простых метеоусловиях.
Крыло самолёта имеет профиль МАЭА-23018. Крыло — прямое без сужения, двухлонжеронное, технологически делится на центроплан и консоли. Профилеобразующие нервюры изготовлены из 3-мм фанеры. Площадь крыла — 10,8 м2, хорда — 1300 мм. Угол установки крыла и его поперечное V одинаковые — по +4°. В центроплане (между лонжеронами) по обе стороны от фюзеляжа расположены два топливных бака общей ёмкостью 80 л (по 40 л каждый). Обшивка центроплана и консолей — стеклопластиковая, причём от переднего до заднего лонжерона — таким же готовым стеклопластиковым листом марки СТЭФ-05, который использовался для обшивки фюзеляжа.
Элероны и закрылки по конструкции одинаковые — изготовлены из пенопласта с деревянными П-образными лонжеронами (полки из сосновых брусков, а стенки — из 3-мм фанеры) и оклеены стеклотканью.
Закрылки — составные (центропланные и консольные). Между собой соединены карданными шарнирами.
Горизонтальное оперение включает стабилизатор и руль высоты. Стабилизатор — свободнонесущий, по конструкции он такой же, как и крыло: двухлонжеронный, с фанерными нервюрами, усиленными сосновыми рейками (сечением 10×10 мм). Носок — из пенопласта и оклеен стеклотканью на эпоксидной смоле в два слоя. Законцовки тоже пенопластовые, оклеенные. Стабилизатор прикреплён к верхним лонжеронам и двум последним шпангоутам фюзеляжа, а также связан с задним (дополнительным) лонжероном и нижней нервюрой киля. На задний лонжерон стабилизатора навешивается шарнирно руль высоты, для чего на лонжероне смонтированы три проушины.
Шасси самолёта — трёхопорное, с хвостовым колесом, приспособленное для эксплуатации самолёта с грунтовых взлётно-посадочных полос. Основная опора — рессорного типа, снабжена двумя тормозными колёсами размерами 400 x 120 мм. Две стойки-рессоры сечением 90 х 14 мм длиной 850 мм использованы от автомобиля КаМАЗ. Ф-3 в зимний период оборудуется лыжным шасси и эксплуатируется с заснеженных аэродромов. Лыжи — дюралюминиевые.
ЛТХ:
Длина, м: 6,2
Размах крыла, м: 8,3
Высота, м: 1,7
Площадь крыла, м2: 10,8
Масса, кг
-пустого: 442
-взлетная: 700
Двигатель: 1 х ПД VW-2100
-мощность, л.с.: 1 х 112
Максимальная скорость, км/ч: 180
Макс. допустимая скорость, км/ч: 220
Крейсерская скорость, км/ч: 150
Скорость сваливания, км/ч: 75
Скороподъемность, м/с: 3
Практический потолок, м: 3000
Макс.дальность (при 150 км/ч), км: 600
Макс.продолжительность полета, ч: 6.
Легкий самолет Ф-3 на рулежке.
Легкий самолет Ф-3 на рулежке.
Легкий самолет Ф-3 на рулежке.
Легкий самолет Ф-3 на рулежке.
Ф-3 на лыжном шасси.
Ф-3 на лыжном шасси.
Ф-3 на лыжном шасси.
Взлет самолета Ф-3 на лыжном шасси.
Самолет Ф-3 заходит на посадку.
Приборная панель самолета Ф-3.
Приборная панель самолета Ф-3.
Компоновочная схема самолета Ф-3.
.
.
Список источников:
О.Ф.Фефелов. Техническое описание самолета Ф-3.
Сайт «Моделист-Конструктор». О.Фефелов. Самолет Ф-3.
Сайт «Ассоциация Экспериментальной Авиации». Самолёты Олега Фефелова.