Поршневой авиационный двигатель АШ-83.

Разработчик: ОКБ А.Д.Швецова
Страна: СССР
Построен: 1944 г.

АШ-83 (АШ-83ФН) — советский авиационный двухрядный звездообразный 14-цилиндровый двигатель, спроектированный в ОКБ А.Д.Швецова. Являлся дальнейшим развитием двигателя АШ-82ФН с форсированием по наддуву и оборотам.

Заводские испытания двигателя АШ-83 начались в феврале 1944 года. В ноябре 1944 года двигатель успешно выдержал государственные испытания. С конца 1944 года до сентября 1945 года двигатель проходил летные испытания на истребителе Ла-7. Двигатель АШ-83 выпускался с апреля 1945 года. Всего завод № 19 (город Молотов) выпустил 93 экземпляра АШ-83.

Двигатель АШ-83 представлял собой 14-цилиндровый двухрядный звездообразный четырёхтактный поршневой двигатель воздушного охлаждения и являлся дальнейшим развитием двигателя АШ-82ФН с форсированием по наддуву и оборотам. По проекту номинальная мощность составляла 1500 л.с., максимальная (взлетная) мощность — 1900 л.с. В реальности номинальная мощность двигателя была доведена до 1585 л.с. Вес двигателя по данным разных источников составлял 915 кг или 921 кг.

Изменения по сравнению с исходным двигателем АШ-82ФН:
-увеличен диаметр крыльчатки ПЦН, на крыльчатке ликвидированы вырезы;
-изменен носок картера;
-усилен коленчатый вал (это изменение внедрили и на АШ-82ФН начиная с четвертой серии в 1945 году,);
-применены гильзы параболического профиля с усиленным фланцем (внедрено на АШ-82ФН пятой серии в 1945 году);
-установлен новый агрегат непосредственного впрыска;
-небольшие изменения в механизме газораспределения;
-небольшие изменения в системе смазки.

Двигатель АШ-83 устанавливался на опытных самолётах: Ту-2, Ла-7, Ла-120Р.
Использование двигателя АШ-83 предполагалось на следующих самололётах: Ту-10, И-211.

ТТХ:

Производитель: Завод № 19
Тип: 14-цилиндровый двухрядный звездообразный, редукторный
Сухой вес, кг: 915 (921)
Габаритный диаметр, мм: 1260
Диаметр цилиндров, мм: 155,5
Ход поршня, мм: 155
Объём, л: 41,2
Мощность, л.с.: 1585/1900
Частота вращения, об/мин: 2400/2500
Степень сжатия: 6,9
Давление наддува, мм рт.ст.: 1040/1260
Компрессор: одноступенчатый двухскоростной ПЦН
Система охлаждения: воздушная.

Двигатель АШ-83.

Двигатель АШ-83.

АШ-83.

Двигатель АШ-83.

.

.
Список источников:
В.Р.Котельников. Отечественные авиационные поршневые моторы.
Издательский отдел ЦАГИ. Самолетостроение в СССР 1917-1945.