Поршневой авиационный двигатель АШ-21.

Разработчик: ОКБ-29
Страна: СССР
Начало разработки: 1945 г.
Начало серийного производства: 1947 г.

АШ-21 — однорядный семи-цилиндровый звездообразный мотор с воздушным охлаждением, устанавливавшийся на учебно-тренировочных самолетах Як-11. АШ-21 был создан в результате «уполовинивания» 14-цилиндрового мотора АШ-82, с которым имел высокую степень унификации. В отличие от аналогичного по происхождению двигателя АИ-26 сохранил систему наддува от приводного центробежного нагнетателя благодаря чему имел большую мощность.

Проектирование двигателя велось, в 1945 году, в ОКБ-29 в Омске под руководством В.С.Нитченко. В конструкции двигателя использовалось многие детали от АШ-62ИР и АШ-82ФН. Прототип был построен в начале 1946 года, в том же году проводились заводские испытания двигателя.

АШ-21 выпускался серийно на заводе № 29 с 1947 года года по 1955 год. Всего было построено 7636 двигателей.

Двигатели АШ-21 устанавливались на серийных самолётах Як-11, УТББе-8 и ТА-1, прототипах ТАФ и Як-16.

АШ-21 поставлялся в Чехословакию, Австрию, Албанию, Алжир, Болгарию, Вьетнам, Гвинею, ГДР, Египет, Ирак, Йемен, Польшу, Румынию и Сирию.
С 1952 года АШ-21 производился по лицензии в Чехословакии на заводе в Димитрове под обозначением М-21.

ТТХ:

Длина, мм: 1375
Диаметр, мм: 1260
Сухой вес, кг: 487
Объём, л: 20,6
Мощность, л.с.: 615
Частота вращения, об/мин: 2300
Степень сжатия: 6,4
Диаметр цилиндров, мм: 155,5
Ход поршня, мм: 155
Количество цилиндров: 7
Компрессор: ПЦН
Тип топлива: Б-91/115
Система охлаждения: воздушное охлаждение.

Двигатель АШ-21. 1

Двигатель АШ-21.

Двигатель АШ-21. 2

Двигатель АШ-21.

Двигатель АШ-21. 3

Двигатель АШ-21.

.

.
Список источников:
Владимир Котельников. Русские поршневые авиадвигатели.