Десантный планер Т-1.

Разработчик: Г.И.Бакшаев, Г.Н.Воробьев
Страна: СССР
Первый полет: 1948 г.

История возникновения проекта планера Т-1 и роль в ней зам.наркома авиационной промышленности по опытному строительству А.С.Яковлева не ясна до сего дня. В начале 1948 года Яковлев ликвидировал (в числе прочих) конструкторское бюро Грибовского, накопившее большой опыт в строительстве десантных планеров и одновременно выдал задание на постройку десантного планера, для перевозки 14-16 десантников, малоизвестному конструктору Бакшаеву.

В названии планера фигурировал термин «опытный», хотя каких-то принципиальных новшеств планер не имел. Единственное — в нем широко применялись алюминиевые сплавы, хотя дерево и полотно тоже не были забыты.

Опытный десантный планер Т-1 предназначался для перевозки 14-16 десантников, или автомобиля ГАЗ-67Б, или 45-мм пушки с расчетом, или 120-мм миномета с расчетом и боекомплектом, или 1600 кг груза. Планер был подкосным высокопланом нормальной аэродинамической схемы.

Крыло — однолонжеронное, смешанной конструкции. Основные элементы крыла изготавливались из дюраля. Передняя часть — от носка до лонжерона имела фанерную обшивку переменной толщины. Остальная поверхность зашивалась полотном. Крыло имело посадочные щитки и интерцепторы.

Короткий фюзеляж с прямоугольным поперечным сечением подвешивался под центропланом. В носовой части была устроена кабина для двух пилотов. Фонарь кабины был приподнят для улучшения обзора и выступал за контуры фюзеляжа. В средней части оборудовалась грузовая кабина с габаритами — 4,04 х 1,33 х 1,8 м. Вдоль бортов крепились откидные сиденья для десантников. Завершался фюзеляж задним обтекателем, который на шарнирах мог откидываться вверх, образуя широкий загрузочный люк. Дополнительные двери были оборудованы на левом борту, спереди.

Сверху к фюзеляжу вплотную прилегали две хвостовые балки квадратного сечения. На них сверху устанавливался цельнометаллический стабилизатор и единственный киль. Рули высоты и направления имели триммеры.

Взлетно-посадочные устройства планера Т-1 состояли из основных стоек, с масляно-воздушной амортизацией и одинарными колесами размером 600 х 180 мм. В задней части днища фюзеляжа устанавливалась хвостовая опора с двумя колесами размером 300 х 125 мм. Все колеса — тормозные, от воздушной системы. Колесное шасси дополнял комплект посадочных лыж: под днищем, вдоль бортов, располагались две основные лыжи с резиновой амортизацией. Спереди, под кабиной, крепилась одна противокапотажная лыжа. Комплект дополняла предохранительная дуга на нижней части киля.

Управление планером — двойное, с тросовой проводкой. Т-1 имел комплект пилотажно-навигационных приборов, принятых в то время для планеров. Кроме этого, он имел связную радиостанцию РСИ-6, систему освещения кабин, навигационные огни и посадочную фару. Все это оборудование питалось от аккумулятора 12А-10, а в воздухе — от генератора ГС-10-350М, с приводом от ветрянки. Для торможения колес и выпуска щитков использовалась воздушная система с запасом воздуха в бортовых баллонах.

Планер был построен на Казанском авиазаводе в 1948 года. Там же прошли заводские испытания. После них планер перевезли в Москву, в НИИ ВВС, где начались государственные испытания. Т-1 неплохо летал, но в серийное производство его не передавали — выбор был сделан в пользу планера Як-14.

 

Т-1. Схема.

.

.
Список источников:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.
К.А.Кузнецов. Десантные планеры Сталина 1930-1955 гг. «С неба — в бой!»