Крылатая противокорабельная ракета К-12БС.
Разработчик: ОКБ Г.М.Бериева
Страна: СССР
Начало разработки: 1958 г.
Закрытие проекта: 1960 г.
Работы по созданию крылатой противокорабельной ракеты К-12 были начаты по Постановлению Совета Министров СССР № 838-389 от 11 июля 1957 года. Первоначальное проектирование ракеты велось в ГСНИИ-642. Однако 8 марта 1958 года ГСНИИ-642 был передан в качестве филиала ОКБ-52 В.Н.Челомея и работы по К-12 там остановились. Так как интерес к УР такого класса оставался, задел, накопленный по этой теме в ГСНИИ-642 передали в ОКБ-49 Г.М.Бериева, занимавшееся гидроавиацией. Постановлением Совета Министров СССР № 564-275 от 26 мая 1958 года работы по К-12 были переданы в ОКБ-49 Г.М.Бериева. ТТТ на ракету и систему управления были утверждены ВВС 9 сентября 1958 года.
Бериев решил делать ракеты К-12 в комплексе с самолетом-носителем Бе-10Н, созданным на базе его реактивной летающей лодки Бе-10. У Бериева индекс ракеты К-12 был преобразован в К-12БС.
Ракета К-12БС предназначалась для поражения бронированных кораблей, крупных транспортов и радиолокационно-контрастных наземных целей. В аппаратуре самонаведения системы К-12Б использован принцип активного самонаведения ракеты с подвески по выбранной с помощью РЛС «Шпиль» надводной или наземной цели. Аппаратура наведения ракеты включала активную радиолокационную головку самонаведения «КН» и автопилот АП-72-12.
Ракета оснащалась серийным жидкостным реактивным двигателем С2.722В с турбонасосной подачей топлива. Двигатель был размещен в хвостовой части фюзеляжа и работал в двух режимах.
В баках ракеты было помещено 545 кг окислителя марки АК-20К и 175 кг горючего марки ТГ-02. Максимальная скорость полета 2500 км/ч. Высота полета ракеты 5-12 км. Дальность стрельбы — от 40 до 110 км.
Проекции ПКР К-12БС. Схема.
Крылья стреловидные с углом 65°. Вес боевой части составлял около 350 кг. Боевая часть могла быть как ядерной, так и фугасно-кумулятивной. В последнем случае боевая часть содержала 216 кг взрывчатого вещества. При пробитии борта корабля-цели при угле встречи менее 45° взрывное устройство обеспечивало подрыв обычной боевой части внутри корабля, а при углах встречи, превышающих 45°, происходил мгновенный взрыв у борта.
Компоновочная схема ПКР К-12БС.
Пуск ракеты производился с самолета Бе-10Н при скорости полета до 700 км/ч с высоты 5-10 км.
При проектировании ракеты К-12БС предусматривалась подвеска ее под крылом Бе-10Н на воде со специального катера. При передаче же ракеты с подводной лодки на Бе-10Н можно было использовать надувной понтон.
В 1957 году было начато проектирование башенной дизель-электрической транспортной подводной лодки пр. 648, которая среди прочих грузов должна была перевозить 500 т авиационного топлива. С августа 1959 года началось проектирование атомной транспортной подводной лодки пр. 664, которая среди прочих грузов должна была перевозить 1000 т авиационного топлива. В проекте 664 в разделе «Назначение лодки» было сказано: «…снабжение в море гидросамолетов топливом и другими видами обеспечения». Что понималось под «другими видами обеспечения», сказано не было, но лодка пр. 664 должна была транспортировать 20 крылатых ракет типа П-5, П-6 или П-7. Эти ракеты предназначались для передачи в море на подводные лодки-ракетоносцы. Однако без особого труда ракеты П-5 можно было заменить на ракеты К-12БС, которые несколько легче по весу и существенно меньше по габаритам. А при проектировании ракеты К-12БС предусматривалась подвеска ее под крылом Бе-10Н на воде со специального катера. При передаче же ракеты с подводной лодки на Бе-10Н можно было использовать надувной понтон. Таким образом, один или несколько ракетоносцев Бе-10Н могли получить базу где-нибудь в центре Тихого океана. Там они дозаправлялись с атомной подводной лодки, наносили ракетный удар по цели, удаленной па 1200 км и возвращались назад за топливом и ракетами. Кстати, на подводной лодке самолеты могли ждать сменные экипажи.
Подвеска ракет К-12БС на Бе-10Н «на плаву». Рисунок.
Но, как говориться, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Дозаправка летающей лодки в море возможна лишь при отсутствии сильного волнения и сил противника. Сама же летающая лодка Бе-10Н была сравнительно легкой целью для палубных истребителей потенциального противника.
В ходе разработки носителя и ракеты было выявлено отставание их расчетных ТТХ от заданных. Кроме того, сами величины характеристик, указанные в ТЗ, уже были недостаточными. В связи с этим согласно ПСМ от 12.08.1960 г. все работы по самолету Бе-10 и его модификации Б-10Н с УР К-12БС были прекращены до того, как ракета была готова к выходу на испытания. Необходимо отметить, что в этом документе отразились не только недостатки ракетной системы К-12, но и те тенденции в военном строительстве, которые несколько лет спустя были признаны ошибочными.
Поскольку работы по ракетной летающей лодке Бе-10Н были прекращены Постановлением СМ № 887-372 от 12 августа 1960 года, одновременно закрыты и работы по К-12БС. К этому времени было изготовлено несколько опытных образцов ракеты, но полномасштабных пусков ее не было.
ТТХ:
Длина, м: 8,36
Макс. диаметр, м: 0,7-0,8
Размах, м: 2,25
Высота, м: 1,2-1,3
Стартовый вес, кг: 4300
Двигатель: ЖРД С2.722В
Тяга двигателя, кгс
— 1 режим: 1213
— 2 режим: 554
Время работы двигателя, с
— 1 режим: 120
— 2 режим: 150
Тип горючего: ТГ-02
Вес горючего, кг: 175
Тип окислителя: АК-20К
Вес окислителя, кг: 545
БЧ, тип: ядерная / фугасно-кумулятивная
Вес БЧ, кг: 350
Вес ВВ, кг: 216
Система наведения: инерциальная + АРЛГСН «КН»
Аппаратура наведения: К-12У
Автопилот: АП-72-12
Дальность стрельбы, км: 40-110 (93)
Скорость полета, км/ч: 2500
Высота полета, км: 5-12
Скорость носителя, км/ч: 700-875
Высота пуска, км: 5-10 (12)
Самолетная РЛС: «Шпиль» К-12У
Самолет-носитель: Бе-10Н, Бе-12.
.
.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин, В.В.Колногоров. Авиационные ракеты большой дальности. Отечественные авиационные ракеты.
Авиация и Время №4 за 2000 г. А.Н.Заблотский, А.И.Сальников, С.Н.Емельянов. Реактивный корабль.
С.Мороз, С.Попсуевич. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР.