0.Бериев Георгий МихайловичБериев Георгий Михайлович (1903-1979).

Выдающийся советский авиаконструктор. Генерал-майор инженерно-технической службы (1951 г.).

Родился 13 февраля 1903 года в г. Тифлисе (Российская Империя) став пятым ребенком в семье скромного рабочего Михаила Соломоновича Бериева (Бериашвили часто в отношении Георгия Михайловича упоминают прежнюю фамилию его отца — Бериашвили, что не совсем верно, так как отец поменял свою фамилию, ещё до своей женитьбы и рождения Георгия).

Самолет будущий авиаконструктор впервые увидел в своем родном городе осенью 1910 года. Это был «Фарман-IV», на котором проводил демонстрационные полеты известный русский авиатор С.И.Уточкин. Посмотреть на это невиданное, полуфантастическое зрелище собралось огромное количество народа, среди которого была и семья Бериевых в полном составе. Уже на склоне лет Георгий Михайлович так вспоминал об этом дне: «…Летал Уточкин недолго и не очень высоко, и не над толпой, а в сторону Дигоми. Событие это было необычайным и запомнилось мне на всю жизнь. Я и сейчас помню тот жаркий день и пожелтевшую траву. Очевидно, это первое впечатление о полете человека на аэроплане надолго запечатлелось в моем детском сознании и уже тогда родило во мне мечту о полете в воздухе.»

В 1923 году после окончания Тифлисского железнодорожного училища поступает в политехнический институт, откуда в 1925 году переводится на авиационное отделение кораблестроительного факультета Ленинградского политехнического института.
В 1930 году, после его окончания, начинает работать конструктором в КБ МОС ВАО возглавляемое французским конструктором П.Э.Ришаром, ЦКБ завода № 39 и в КОСОС (Конструкторский отдел опытного самолётостроения) ЦАГИ.

В ЦКБ Г.М.Бериев попадает в морской отдел, а вернее «морскую бригаду № 5», возглавляемую И.В.Четвериковым, в которой тогда работали П.Д.Самсонов, В.Б.Шавров, А.Н.Добровольский, В.А.Герасимов, Я.С.Катураев. В это время в отделе разрабатывалось несколько машин: сам руководитель был занят морским дальним разведчиком МДР-3, В.Б.Шавров — проектом самолёта-амфибии Ш-5. Г.М.Бериев, по своей инициативе, стал заниматься ещё одной темой — морским ближним разведчиком ЦКБ-25, которому впоследствии присвоили обозначение МБР-2. Признания как авиаконструктор Бериев добился именно создав первый свой самолет — морской ближний разведчик МБР-2.

В конце 1930 года Г.М.Бериев становится заместителем начальника морской бригады ЦКБ завода им. Менжинского.

1 октября 1934 года согласно приказу по ГУАП СССР №44/260 от 6 августа 1934 года в г. Таганроге, при авиационном заводе № 31, создается ЦКБ морского самолетостроения (ЦКБ МС). Его главным конструктором был назначен Георгий Бериев и бессменно им руководил до 1968 года. Под его руководством созданы самолеты: Сталь-6, Сталь-7; гидросамолеты: МБР-2, МП-1, МП-1Т, корабельные катапультные КОР-1 и КОР-2, Бе-6, реактивная лодка Бе-10, амфибии Бе-12 (с модификациями) и Бе-12ПС — серийные; МДР-5, МБР-7, ЛЛ-143, Бе-8, Р-1, Бе-14 — опытные, пассажирский Бе-30 (Бе-32), опытный самолет-снаряд П-10.

Бериев не оставлял и свою мечту научиться летать самостоятельно. Впервые в воздух он поднялся в 1928 году, во время практики на авиазаводе №23 «Красный летчик» в Ленинграде, полетев в качестве пассажира на самолете У-1. Во время испытаний опытного МБР-2 Бериев принимал участие в полетах с летчиком-испытателем Б.Л.Бухгольцем. Однако это не совсем удовлетворяло Бериева и возглавив ЦБК МС, он добился выделения своей организации двух У-2 и образовал группу любителей авиационного спорта, в которую вступил и сам. Главный конструктор считал, что личный летный опыт будет весьма полезен для молодых конструкторов КБ и выработает у них более ответственный подход к своему делу.

Во время Великой Отечественной войны завод, а затем и конструкторское бюро было эвакуировано в Красноярск. Летающая лодка КОР-2 (Бе-4) выпускалась малой серией в Красноярске. В эвакуации ОКБ занималось перспективным проектированием. В 1943 году был разработан проект летающей лодки ЛЛ-143, а в 1944 году — макет грузо-пассажирского ПЛЛ-144.

ОКБ Бериева участвует в создании специализированного сельскохозяйственного Ан-2М, совместно с КБ О.К.Антонова разрабатывает проект пассажирского самолета для местных авиалиний Ан-Бе-20 (по схеме весьма схожим с самолетом Як-40) и создает самолет аэрофотосъемки Ан-24ФК, запущенный в серию под названием Ан-30.

Г.М.Бериев являлся членом научно-технических советов Государственного комитета СМ СССР по авиационной технике и Государственного комитета по судостроению и научно-технического совета авиации ВМФ.

Последние годы жизни жил в Москве, занимался научной работой. Умер Георгий Михайлович 12 июля 1979 года.

Главным итогом работы Георгия Михайловича Бериева стало создание уникальной конструкторской школы, являющейся сегодня мировым лидером в создании гидросамолетов и самолетов-амфибий. После многолетнего перерыва в Таганроге был построен и впервые поднялся в воздух в декабре 1986 года противолодочный самолет-амфибия А-40 «Альбатрос». Сегодня это самая большая реактивная амфибия в мире, обладающая уникальными летно-техническими и мореходными характеристиками. Сейчас специалисты Таганрогского АНТК им. Г.М.Бериева работают над совершенствованием и продвижением на международный рынок новых самолетов-амфибий Бе-103 и Бе-200. Не прекращается разработка машин следующего поколения. Поэтому можно с уверенностью сказать, что история гидросамолетов с маркой «Бе» продолжится и в XXI веке.

Награды:
Лауреат Сталинской премии (1947 г. — за создание Бе-6),
Государственной премии (1968 г. — за создание Бе-12),
— 2 ордена Ленина,
— 2 ордена Трудового Красного Знамени,
— медали.

.

.

Список источников:
С.Н.Емельянов, А.Н.Заблотский, А.И.Сальников. 95 лет авиастроению в Таганроге (1916-2011).
А.Н.Заблотский, А.И.Сальников. Главный конструктор — Георгий Михайлович Бериев.