Поисково-спасательный самолет-амфибия Бе-12ПС «Чайка».

Разработчик: ОКБ Бериева
Страна: СССР
Первый полет: 1969 г.0.Бе-12ПС

В свое время часть летающих лодок Бе-6 переоборудовали в поисково-спасательные, и это не требовало больших затрат времени и средств. Решили и на этот раз пойти по этому пути, что отчасти объясняет нежелание заказывать специализированную Бе-14. Необходимую документацию разработали в ОКБ МС. При переоборудовании с противолодочного самолета сняли бомбардировочное вооружение и ППС, «зашили» грузовой отсек и внутри образовавшейся секции подготовили места для размещения пострадавших, санитарно-спасательного и медицинского оборудования. В состав экипажа ввели медицинского работника.

Для спасения в случае посадки на воду предназначалась надувная лодка ЛАС-5С с мотором, подъемное устройство для приема пострадавших через люк в правом борту лодки.

Грузоподъемность самолета — такая же, как и у Бе-14: в нормальном варианте — 15, при перегрузке — 29 человек. Для оказания помощи с воздуха на самолет можно подвесить до восьми сбрасываемых аварийных контейнеров КАС-90.

Самолет Бе-12ПС прошел испытания в 1969 году и с 1971 года небольшой серией строился на Таганрогском заводе, часть самолетов переоборудовалась непосредственно в частях заводскими бригадами.

В соответствии с решением ВВС и МАП № 119, принятым в 1972 году для оценки возможности выполнения спасательных операций с посадкой в открытом море в темное время суток, с 5 октября по 11 декабря 1972 года проводились экспериментальные полеты на самолете Бе-12ПС. Ведущим летчиком-испытателем был Е.А.Лахмостов. Произведено 13 полетов и 29 взлетов и посадок с общим налетом 14 ч. 29 мин. Испытания производились при облачности 7-10 баллов с нижней кромкой от 300 до 1000 м, видимости 4-10 км, скорости ветра 4-8 м/с, волнении моря 0,3-0,4 м.

Кроме штатного оборудования, для обеспечения посадки применялись дополнительные бортовые сбрасываемые средства обеспечения:
-носовые фары ПРФ-4;
-вместо радиовысотомера малого типа РВ-УМ, установлен новый высотомер — РВ-3М;
-использовались также ориентирные морские бомбы ОМАБ-8Н и осветительные бомбы САБ-100-90.

Исследования проводились в два этапа, причем на первом отрабатывались схемы захода на посадку и выполнения посадок на воду днем с применением комплекса оборудования, которое предполагалось использовать в темное время суток. На втором этапе оценивалось светотехническое оборудование и принятые схемы захода в темное время суток.

На основании полученных результатов пришли к выводу о возможности посадки в открытом море ночью, но с рядом оговорок. В частности, на самолете предлагалось установить волномер метрового диапазона радиоволн, предварительно изучив его возможности; кроме того, рентгеновский высотомер малых высот «Факел-1», который обеспечивал не только измерение высоты полета, но и вертикальную скорость снижения, с дублирующим индикатором на приборной доске штурмана. После доработки предполагались испытания. Об их проведении данные отсутствуют.

ЛТХ:

Модификация: Бе-12ПС
Размах крыла, м: 29,84
Длина самолета,м: 30,11
Высота самолета,м: 7,94
Площадь крыла,м2: 99,00
Масса, кг
-пустого самолета: 24000
-нормальная взлетная: 29000
-максимальная взлетная: 35500
-топлива: 9000
Тип двигателя: 2 х ТВД АИ-20Д
-мощность, э.л.с.: 2 х 5180
Максимальная скорость, км/ч: 540
Крейсерская скорость, км/ч: 465
Практическая дальность, км: 3300
Боевой радиус действия, км: 650
Практический потолок, м: 8000
Экипаж, чел: 6
Полезная нагрузка: в нормальном варианте — 15, при перегрузке — 29 человек.

 

1.Первый экземпляр Бе-12ПС.

Первый экземпляр Бе-12ПС.

1а.Испытания Бе-12ПС в Таганроге.

Испытания Бе-12ПС в Таганроге.

2.Бе-12ПС авиации ВМФ России.

Бе-12ПС авиации Черноморского флота России.

3.Взлет Бе-12ПС ЧФ.

Взлет Бе-12ПС авиации ЧФ.

4.Экипаж Бе-12ПС борт № 31 в морских спасательных костюмах на фоне своего самолёта.

Экипаж Бе-12ПС борт № 31 в морских спасательных костюмах на фоне своего самолёта.

5.Бе-12ПС. Рисунок.

Бе-12ПС. Рисунок.

.

Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965.
Николай Якубович. Все самолеты Г.М.Бериева.
Анатолий Артемьев. Бе-12 : самолет трех стихий
Авиация и Время. В.Н.Мартыненко, А.И.Сальников. «Чайка» из Таганрога.
Авиация и Время. Анатолий Артемьев. «Чайка» над морем.
Крылья Родины. Николай Якубович. «Чайки» над морем.
Авиация и Время. Михаил Левтеров. Когда «Чайка» спускается на землю.