Морской ракетоносец Бе-10Н.
Разработчик: ОКБ Бериева
Страна: СССР
Проект 1958 г.
Постановлением Совета Министров СССР № 564-275 от 26 мая 1958 года работы по крылатой противокорабельной ракете К-12 были переданы в ОКБ-49 Г.М.Бериева. Бериев принимает решение делать ракеты К-12 в комплексе с самолетом-носителем Бе-10Н, созданным на базе его реактивной летающей лодки Бе-10. Вся система, включая самолет, получила название К-12Б.
Ракета К-12БС, оснащенные ядерным боеприпасом, предназначалась для поражения бронированных кораблей и крупных транспортов. Эти же ракеты, но оснащенные фугасным боеприпасом, могли быть использованы для борьбы с транспортами водоизмещением до 8000 т и небронированными кораблями, а также для разрушения морских баз, мостов и других радиолокационно-контрастных наземных целей. Пуск ракеты производился с самолета Бе-10Н при скорости полета до 700 км/ч с высоты 5-10 км.
Таким образом, в ОКБ-49 под руководством Бериева создавался уникальный комплекс, состоявший из первой в мире серийной реактивной летающей лодки, оснащенной двумя крылатыми ракетами. Ни до этого, ни после ничего подобного в мире не было создано. Самолет-носитель отличался от Бе-10 переделанными носовой частью лодки до шпангоута № 18 (там размещалась антенна станции «Шпиль») и грузоотсеком (убраны верхний и нижние люки). Особенности эксплуатации (возможность повреждение подвешенной под крыло ракеты волной на взлете) привели к изменению ее компоновки. Высокое цельноповоротное вертикальное оперение и относительно небольшой подфюзеляжный киль поменяли местами, что дало возможность прижать ракету к крылу и тем самым удалить ее от поверхности воды.
На Бе-10Н также устанавливалось новейшее пилотажно-навигационное оборудование, демонтировались бомбардировочное вооружение, фотооборудование и передние пушечные установки, полностью заменялось электрооборудование, т.к. количество потребителей тока увеличивалось в два раза. Нормальный взлетный вес самолета-носителя Бе-10Н составлял 48,5 т. Самолет мог нести на пилонах под крылом одну или две ракеты.
Максимальная скорость Бе-10Н с одной КР — 875 км/ч. Радиус действия Бе-10Н при подвеске одного снаряда без дозаправки самолета — 1250 км, а с одной дозаправкой в море с подводной лодки — 2060 км. Это позволяло атаковать цели, находившиеся в центральной части Атлантики и Тихого океана. РЛС «Шпиль К-12У» должна была обнаруживать корабль-цель типа эсминца при волнении моря 4-5 баллов на расстоянии не менее 150 км.
Эскизный проект системы К-12Б был представлен научно-техническому совету ГКАТ при Совмине СССР 10 июня 1959 года, где был одобрен. При проектировании ракеты К-12БС предусматривалась возможность их подвески как при стоянке гидросамолета на перекатном шасси, так и на плаву со специального катера. При передаче же ракеты с подводной лодки на Бе-10Н можно было использовать надувной понтон. Таким образом, один или несколько ракетоносцев Бе-10Н могли получить базу где-нибудь в центре Тихого океана. Там они бы дозаправлялись с атомной подводной лодки, наносили ракетный удар по цели, удаленной на 1200 км и возвращались назад за топливом и ракетами. Кстати, на подводной лодке самолеты могли ждать сменные экипажи. Но дозаправка летающей лодки в море возможна лишь при отсутствии сильного волнения и сил противника. Сама же летающая лодка Бе-10Н была сравнительно легкой целью для палубных истребителей потенциального противника.
В связи с вышеизложенным работы по ракетной летающей лодке Бе-10Н были прекращены. Постановлением СМ № 887-372 от 12 августа 1960 года, одновременно закрыты и работы по К-12БС.
ЛТХ:
Модификация: Бе-10Н
Размах крыла, м: 28,60
Длина самолета, м: 31,45
Высота самолета, м: 11,03
Площадь крыла, м2: 130,00
Масса, кг
-пустого самолета: 24200
-максимальная взлетная: 48500
Тип двигателя: 2 х ТРД АЛ-7ПБ
Тяга, кгс: 2 х 7500
Максимальная скорость, км/ч: 875
Крейсерская скорость, км/ч: 790
Боевой радиус действия, км
-без дозаправки: 1450
-с одной дозаправкой: 2050
Практический потолок, м: 11600
Экипаж, чел: 3
Вооружение: 4 х 23-мм пушки НС-23 и 1-2 ПКР К-12БС.
Проект Бе-10Н.
Подвеска ракет К-12БС на Бе-10Н. Рисунок.
Подвеска ракет К-12БС на Бе-10Н «на плаву». Рисунок.
Бе-10Н. Схема.
.
.
Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Николай Якубович. Все самолеты Г.М.Бериева.
Крылья Родины. Николай Якубович. Предвестник «Альбатроса».
Авиация и Время. А.Н.Заблотский, А.И.Сальников, С.Н.Емельянов. Реактивный корабль.
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.