Многоцелевой истребитель Су-27УБМ1.
Разработчик: ОКБ Сухого, ОКБ «Русская авионика»
Страна: Белоруссия, Россия
Первый полет: 2005 г.
Одним из наиболее значительных событий прошедшей 17-20 мая в Минске выставки вооружений и военной техники MILEX 2005 стал показ на полигоне вблизи столицы Республики Беларусь боевых возможностей модернизированного истребителя Су-27УБМ1. В рамках выставки MILEX 2005 модернизированный истребитель Су-27УБМ1 продемонстрировал на полигоне под Минском показательное бомбометание корректируемыми бомбами КАБ-500Л (лазерный подсвет целей осуществлялся с земли) и пуски неуправляемых ракет. Все цели были успешно поражены, что подтвердило высокую эффективность реализованных при модернизации самолета технических решений.
Модернизация самолета Су-27УБ, осуществляемая на республиканском унитарном производственном предприятии «558-й авиаремонтный завод» в Барановичах при участии российских специалистов из ОКБ «Русская авионика», включает оснащение его усовершенствованным информационно-управляющим полем кабины экипажа, цифровым комплексом контроля параметров систем самолета и двигателей, информационно-аналитической системой реального времени, системой видеорегистрации полетной информации, а также значительное расширение номенклатуры применяемого вооружения.
Выбор именно этого варианта Су-27 был продиктован имевшимся к тому времени в России опытом модернизации близкого к Су-27УБ по конструкции самолета Су-30, экипаж которого также состоит из двух человек. Несколько упрощало ситуацию и отсутствие необходимости увеличивать дальность модернизированного варианта Су-27УБ. Дальности полета этого самолета более чем достаточно для выполнения возлагаемых на него задач в ВВС и ПВО Республики Беларусь. Это позволило не вносить изменений в топливную систему и заниматься исключительно модернизацией комплекса вооружения истребителя. К 2004 году головной модернизированный самолет, получивший название Су-27УБМ1 успешно прошел испытания и вскоре был возвращен в строевую часть, а по его типу доработкам было подвергнуто еще несколько белорусских Су-27УБ. Известно что один из них был потерян в катастрофе в 2009 году.
В арсенале истребителя появились управляемые средства поражения наземных целей: корректируемые бомбы КАБ-500Кр и КАБ-500Л, управляемые ракеты «воздух-поверхность» Х-29Т, Х-29Л, Х-31А и Х-31П, а также новые управляемые ракеты «воздух-воздух» типа РВВ-АЕ. В составе обновленной системы кабинной индикации вместо монохромного телевизионного индикатора РЛС и ОЛС установлен многофункциональный цветной жидкокристаллический индикатор с кнопочным обрамлением с увеличенным размером рабочего поля.
Внедрение в состав бортового оборудования современных вычислителей, нового программного обеспечения и отдельных новых блоков при сохранении основного состава БРЭО серийного самолета позволило с минимальными затратами существенно повысить точностные характеристики прицельной системы истребителя, расширить функциональные возможности его навигационного комплекса и обеспечить применение широкой номенклатуры управляемого и неуправляемого вооружения всех классов.
Кроме того, реализация новых режимов работы радиолокационного прицельного комплекса повысило характеристики дальности обнаружения воздушных и наземных целей: по цели типа «танк» дальность обнаружения модернизированной РЛС Н001 возросла до 40 км, типа «вертолет в воздухе» — до 70 км, «крылатая ракета» — до 80 км, «железнодорожный мост» — до 100 км, «истребитель» — до 200 км, а «авианосец» — до 350 км.
В конце 2011 года истребители типа Су-27 были сняты с вооружения ВВС Республики Беларусь. Дальнейшая судьба снятых с вооружения белорусских самолетов Су-27 пока неизвестна.
ЛТХ:
Модификация: Су-27УБМ1
Размах крыла, м: 14,70
Длина, м: 21,94
Высота, м: 6,35
Площадь крыла, м2: 62,04
Масса, кг
-пустого самолета: 16900
-нормальная взлетная: 24140
-топлива: 9400
Тип двигателя: 2 х ТРДДФ АЛ-31Ф
Тяга, кгс
-бесфорсажная: 2 х 74,53
-форсажная: 2 х 122,58
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте: 2125
-у земли: 1350
Практическая дальность, км: 3000
Практический потолок, м: 17500
Макс. эксплуатационная перегрузка: 8,5
Экипаж: 2
Вооружение: 30-мм одноствольная пушка ГШ-301 (150 патронов).
Боевая нагрузка — 8000 кг на 10 узлах подвески:
— УР «воздух-воздух»: до шести Р-27Р1 или Р-27ЭР1, Р-27Т1, Р-27ЭТ1 или Р-77, до четырех УР Р-73Э;
— УР «воздух-поверхность»: противорадиолокационная Х-31П, ПКР Х-31А, «Москит» или «Яхонт» или тактические Х-29Т;
— НАР: до шести блоков НАР С-13 и С-8 (30 122-мм или 120 80-мм ракет соответственно);
— управляемые бомбы КАБ-500, бомбы массой по 500 кг (до 8 единиц), 250 кг (16 единиц).
Су-27УБМ1 ВВС Беларуссии на стоянке.
Су-27УБМ1 ВВС Беларуссии на стоянке.
Су-27УБМ1 ВВС Беларуссии на стоянке.
Су-27УБМ1 ВВС Беларуссии на рулежке.
Су-27УБМ1 ВВС Беларуссии на рулежке.
Су-27УБМ1 ВВС Беларуссии на рулежке.
Су-27УБМ1 ВВС Беларуссии после взлета.
Су-27УБМ1 ВВС Беларуссии в полете.
.
.
Список источников:
Журнал «Взлет» № 06 за 2005 г. Су-27УБМ1 дебютирует под Минском.
Журнал «Взлет» № 05 за 2007 г. Сергей Бурдин. Модернизация по Белорусски.
Фотоархив сайта FOXBAT AVIA
Фотоархив сайта russianplanes.net