Неуправляемый реактивный снаряд С-13 «Тулумбас».

Разработчик: Новосибирский ИПФ
Страна: СССР
Испытания: 1979 г.
Принятие на вооружение: 1983 г.

Неуправляемая авиационный реактивный снаряд С-13 (индекс УВ ВВС — 9-А-730) разработана в Новосибирском институте прикладной физики для борьбы с укреплёнными объектами и прочными сооружениями (дотами, укрытиями, аэродромными капонирами и ВПП). Основные конструктивные решения были аналогичны НАРС С-8, но калибр увеличен до 122 мм. При этом ракеты С-13 имеют улучшенную баллистику и точность.

В первой половине 70-х годов ирано-иракские вооруженные столкновения и арабо-израильская война продемонстрировали всему миру, что прежние подходы к вопросам базирования и маскировки самолетов на военных аэродромах устарели. Стоянка машин в длинном ряду, как на параде, чревата тем, что их всех можно разом лишиться «благодаря» одному случайно преодолевшему систему ПВО самолету противника, 0бваловка открытых стоянок также перестала выполнять свои защитные функции — сказывалась возросшая эффективность авиационного вооружения.

На основе чужого боевого опыта командование объединенных вооруженных сил NATO в Европе оперативно начало рассредоточивать свои самолеты на военных авиабазах по различного типа индивидуальным укрытиям. Достаточно хорошо замаскированные укрытия выполняли из легко-разборных конструкций. На открытой местности, где невозможно было спрятать эллинги, укрытия отливали из бетона сплошным методом, используя стальные арматуру и внутреннюю гофрированную противооткольную облицовку толщиной 5 мм. Затем все это засыпали толстым слоем грунта. Получалось довольно солидное фортсооружение, выдерживающее прямое попадание нескольких осколочных и осколочно-фугасных авиабомб.

Руководство Советского Союза в целях адекватного ответа на возможную агрессию со стороны NATO считало крайне необходимым иметь на вооружении отечественных ВВС НАРС, способные пробивать аэродромные укрытия арочного типа и эффективно поражать технику, размещенную в них. В принципе эту задачу были способны успешно решать НАРС крупного калибра — С-25-ОФ. Однако теоретически для уничтожения одной авиабазы противника с самолетами, рассредоточенными по ЖБУ, при условии необходимости преодоления противодействия ПВО, а также вероятности попадания в цель одной ракетой и наличия на аэродроме ложных целей требовался просто гигантский наряд сил и средств. Существующие же авиационные средства поражения для выполнения задач такого рода невозможно было оптимизировать.

В то же время на основании анализа, проведенного в 1969 году, в «Точмаше» предложили уделить внимание калибру 127-мм (аналог американского НАРС «Zuni»), способному занять промежуточное положение между 57-мм и 240-мм НАРС. Эти доводы в дальнейшем использовали в Новосибирском институте прикладной физики (ИПФ) в работах над 122-мм НАРС семейства С-13.

Разработкой первых своих ракет сибиряки занялись в 1973 году. К 1979 году ракета С-13 «Тулумбас» поступила на государственные испытания с универсальным шестиствольным блоком орудий УБ-13. Ведущим инженером по ракете был назначен майор В.Торопов, ведущим летчиком — майор В.Мызин.

Типовой целью на испытаниях, естественно, были несколько специально выстроенных ЖБУ арочного типа — цели достаточно габаритные, и вероятность попадания в них была большой. Засыпанные пятиметровым слоем грунта железобетонные стены одной из наиболее внушительных конструкций толщиной 1 м ракеты С-13 пробивали насквозь и взрывались в земляном полу. После снятия грунта с ЖБУ открылись входные отверстия в бетоне с диаметром воронок 1-2 м и глубиной 0,2-0,4 м. Внутри укрытия вокруг выходных отверстий отколы бетона представляли собой воронки диаметром 1,5 м и глубиной 0,4 м. В 1983 году НАРС приняли на вооружение.

1.Неуправляемые ракеты С-13 и блок НАР Б-13.

Неуправляемые ракеты С-13 и блок НАРС Б-13.

1а.Блок Б-13.

Блок Б-13.

2.Блок Б-13, НАР С-13. Схема.

Блок Б-13, НАРС С-13. Схема.

Однако «Тулумбасу» был присущ один недостаток. При отстреле по типовому ЖБУ NATO бетонная крошка воронки выходного отверстия надежно удерживалась противооткольной стальной облицовкой и не выполняла функции вторичных осколков. НАРС прошивал грунт и бетонные стены укрытия, а также бетонный пол, после чего взрывался глубоко под землей, не нанося никакого ущерба самолету, если проходила рядом с планером. Изменять время срабатывания взрывателя не имело смысла, поскольку толщина грунтовой засыпки купола ЖБУ была не равномерной. В зависимости от того, в какую часть укрытия попадал НАРС, постоянно требовалось варьировать время замедления на доли секунды.

Еще не закончились испытания С-13, как в 1982 году ИПФ приступил к разработке улучшенного образца бетонобойного НАРС С-13Т с двумя модулями БЧ, расположенными тандемно. На новом НАРС для сведения к минимуму отрицательных качеств прототипа каждый из модулей БЧ имел индивидуальный взрыватель донного типа. После встречи с преградой первый и второй модули БЧ подрывались в точках, разнесенных в пространстве. Таким образом, оба модуля как бы резервировали друг друга — если первый сработает под полом ЖБУ, то второй — неизбежно внутри укрытия. И наоборот, если первый взорвется внутри ЖБУ, то второй — снаружи. Идеальный вариант — подрыв обоих модулей внутри укрытия.

В 1984 году в НИИ ВВС прошли государственные испытания ракет С-13Т на истребителе-бомбардировщике Су-17М4. Ведущим инженером на них назначили подполковника А.Шерстюка, ведущим летчиком — подполковника А.Бородая. При этом выполнили 31 полет и отстреляли 99 НАР. 31 ракета, попавшая в ЖБУ с метровой бетонной стенкой и двух- шестиметровой грунтовой засыпкой, сработала внутри укрытия.

Оружие обкатали и в стрельбе по ВПП. НАРС не рикошетировали, разрушая железобетон толщиной 0,25 м на площади 15-17,5 м2. В залпе разброс ракет у цели не превышал 10 м. По результатам испытаний НИИ ВВС гарантировал на каждую ракету двадцать взлетов и посадок в пределах срока хранения без ущерба для надежности ее работы.

Учитывая калибр новой ракетной системы, разработчики предложили создать на ее основе для борьбы с легкобронированной и легкоуязвимой техникой вне укрытий более эффективную, чем С-8, осколочно-фугасный НАРС с максимально стандартизированными узлами и деталями.

На государственных испытаниях ведущим инженером был назначен старший лейтенант А.Архипов, ведущим летчиком на истребителе-бомбардировщике Су-17М4 — полковник А.Павленко.

Имитация стрельбы по БМП-1 с комбинированной лобовой броней толщиной 20-25 мм продемонстрировала, что на дистанции 5 м осколки БЧ С-13ОФ легко пробивают, образуя пробку. Каждый такой подрыв дает 10-15 пробоин, а осколки обладают зажигательным действием. На расстоянии 10 м осколки рикошетируют от некоторых броневых плоскостей, оставляя вмятины глубиной 5-10 мм. Таким образом, легкобронированная техника на расстоянии 25 м и легкоуязвимая — на 60 м гарантированно выходит из строя. Степень нанесенного ущерба такова, что восстановить ее боеспособность возможно не менее чем через два часа.

При попадании С-13ОФ между осями БРДМ у борта в машине обнаружили 60 пробоин. Взрывом оторвало верхнюю половину кузова по шву, машину опрокинуло, а также оторвало колесо со ступицей. Средняя площадь пробоин в броне достигала 5-8 см2, в дюрале — 8-10 см2. В результате прямого попадания у тяжелого танка ИС-3 вырвало направляющий каток и два опорных, а также 1,5 м гусеницы. Бронеплита толщиной 50 мм, закрывающая моторный отсек, прогнулась на 25-30 мм. Пушка с толщиной стенки ствола 20-30 мм из высококачественной орудийной стали пробита тремя осколками. Кроме того, на ней насчитали двенадцать вмятин и каверн глубиной 8-15 мм.

Летные испытания подтвердили, что осколочность С-13ОФ при воздушном подрыве в полтора раза выше по легкоуязвимым целям и в два-три раза — по укрытым. В начале 1986 года НАРС С-13ОФ приняли на вооружение ВВС.

Опыт ведения боевых действий в локальных войнах наглядно продемонстрировал высокую эффективность так называемых объемно-детонирующих боеприпасов. В 1987 году на ИПФ возложили задачу разработки НАРС с термобарической БЧ — С-13ДФ.

Предназначенный для поражения компактных групповых наземных и надводных целей НАРС поступил на полигон НИИ ВВС на госиспытания в 1993 году. Ведущим инженером на них назначили майора О.Преснякова. Испытания проходили на самолете Су-27 и Су-27УБ. Объектом внимания, естественно, была легкобронированная техника. В ходе воздушной стрельбы пара ракет одного залпа «накрыла» ту часть мишени, которая имитировала колонну из трех БМП-1 на марше. Одной из машин С-13ДФ угодила в корму, полностью разрушив отделение десанта. Взрывом сорвало башню и отбросило на шесть метров, вырвало три катка. Все люки и щитки также были сорваны. У другой БМП-1 попадание пришлось в переднюю часть машины, на броневой лист моторно-трансмиссионного отделения. В результате ударной волной лист толщиной 15 мм полностью вырвало, в нем образовалась пробоина диаметром 20 мм, а нижнюю опорную плиту для двигателя сильно деформировало.

Зарубежных аналогов НАРС С-13ДФ до сих пор нет. В начале 1995 года НАРС С-13ДФ приняли на вооружение ВВС России.

3.НАР С-13ДФ в экспозиции выставки.

НАРС С-13ДФ в экспозиции выставки.

4.Пуск НАР С-13 с Су-27.

Пуск НАРС С-13 с Су-27.

5.Пуск НАР С-13 с Су-27. 2

Пуск НАРС С-13 с Су-27.

Модификации:
С-13 — базовая. Оснащена бетонобойной БЧ (диаметр 90 мм).
С-13Т — с двухмодульной проникающей БЧ (диаметр 90 мм), срабатывающей внутри поражаемого объекта. Может пробить земляное покрытие до 6 м или вывести из строя до 20 м2 поверхности ВПП.
С-13ОФ — осколочно-фугасная. При взрыве даёт до 450 осколков по 25-35 г.
С-13ДФ — с осколочно-фугасной БЧ, снаряжённой объёмно-детонирующей смесью однотактного действия. Разработана в 1989-1996 годах.
С-13Д — объёмно-детонирующая. Отличается взрывателем от РСЗО. Выпущена небольшая серия. Предназначена для применения только с вертолётов.
С-13Кор — корректируемая (проект).
С-13Л — опытная с лазерной ГСН.

6.Разные типы БЧ и ракет С-13.

Разные типы БЧ и ракет С-13.

ТТХ ракет С-13:

ТТХ ракет С-13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

.

Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Владимир Марковский, Константин Перов. Наследники «эрэсов».
В.Н.Шунков. Самолёты спецназначения.