Экспериментальный истребитель-перехватчик Е-155М (Е-266М).
Разработчик: ОКБ Микояна и Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1973 г.
В 1972 году, после появления в США истребителей 4 поколения и разработки нового сверхзвукового стратегического бомбардировщика B-1A, работы по коренной модернизации истребителя МиГ-25 были активизированы. Для улучшения летно-технических характеристик в 1973 году на 2-х экземплярах МиГ-25 (1 — перехватчик и 1 — разведчик) установлены модифицированные двигатели Р-15БФ2-300 (изделие 65М) с тягой на форсаже 13500 кгс и уменьшенным расходом топлива. Благодаря этому самолет, при улучшении термозащиты, мог развивать большую скорость и скороподъемность. Экспериментальный самолет, получивший обозначение Е-155М (изделие «99»), мог развивать с полным ракетным вооружением максимальную скорость М=3 (против М=2,83 или 3000 км/ч у исходного перехватчика).
Первый модифицированный самолет (на базе «РБ») получил № 02-601 (бортовой № 601), а второй (на базе перехватчика), готовый к полету в июне 1973 года, имел заводской № 84019175. Облет этого самолета состоялся еще с двигателями старого типа, однако 30 августа 1973 года на нем были установлены двигатели Р-15БФ2-300 и самолет получил № 841710 (бортовой № 710).
Модернизированный разведчик, после уменьшения массы и упрощения бортового оборудования, использовался для побития некоторых рекордов мира. В течение одного дня — 17 мая 1975 года — А.Федотов и П.Остапенко установили три мировых рекорда времени подъема на высоту 25000, 30000, 35000 м. Были получены результаты: соответственно 2 мин 32,2 с, 3 мин 9,85 с, 4 мин 11,7 с. Рекордный самолет зарегистрирован ФАИ под обозначениями Е-266М.
В 1975 году опытный истребитель получил крыло с самолета 02-601 и новое горизонтальное оперение, взятое с самолета с бортовым номером 502. В этом же году на нем заменили часть системы управления и БРЭО. Самолет служил для испытаний до апреля 1977 года. Позже испытания проводили только на разведчике. Летом 1977 года А.Федотов улучшил собственный рекорд — 22 июля самолет с грузом 2000 кг поднялся на высоту 37650, а 21 августа поднялся без груза на высоту 37800 м. Это абсолютный мировой рекорд высоты полета для машин с воздушно-реактивными двигателями, не превзойденный до сих пор!
Испытания опытных МиГ-25 с новой СУ показали, что характеристики самолета однозначно улучшились, однако двигатель Р-15БФ2-300 не пошел в серию и работы по его доводке были остановлены. Предпочтение было отдано двухместному истребителю-перехватчику МиГ-25МП — прототипу МиГ-31. Самолет с бортовым № 710 служил затем наглядным пособием в одним из училищ ПВО, а сейчас этот самолет находится в московском авиационном музее на Ходынском поле.
ЛТХ:
Модификация: Е-155М
Размах крыла, м: 14,10
Длина, м: 22,30
Высота, м: 6,00
Масса, кг
-нормальная взлетная: 36000
-максимальная взлетная: 41000
Тип двигателя: 2 х ТРДФ Р-15БФ2-300
Тяга, кгс: 2 х 13500
Максимальная скорость, км/ч: 3200 (М=3)
Практическая дальность, км
-на сверхзвуке: 1920
-с ПТБ емкостью 5300 л: 2510
Практический потолок, м: 24200
Экипаж: 1
Вооружение: УР класса «воздух-воздух».
Экспериментальный перехватчик Е-155М.
Экспериментальный перехватчик Е-155М.
Экспериментальный перехватчик Е-155М.
.
.
Список источников:
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
Авиация и космонавтика. Ефим Гордон. МиГ-25.
Фотоархив сайта russianplanes.net