Федотов Александр ВасильевичФедотов Александр Васильевич (1932-1984).

Заслуженный летчик-испытатель СССР (21.02.1969 г.), Герой Советского Союза (22.07.1966 г.), мастер спорта международного класса (1975 г.), заслуженный тренер СССР (1976 г.), генерал-майор авиации.

Родился 23 июня 1932 года в городе Сталинград.
В 1950 году окончил Сталинградскую спецшколу ВВС.
В Советской Армии с 1950 года.
В 1952 году окончил Армавирское военное авиационное училище летчиков, был оставлен в нем летчиком-инструктором.
С 1957 года в запасе.
В 1958 году окончил Школу летчиков-испытателей.
В 1965 году окончил вечернее отделение Жуковского филиала МАИ.
С августа 1958 года на летно-испытательной работе в ОКБ имени А.И.Микояна (в 1962-1984 годах — старший летчик-испытатель ОКБ). Участвовал в испытаниях всех самолётов, разработанных и построенных в ОКБ Микояна за эти годы, в том числе боевых самолётов МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31 и их модификаций, а также опытных самолётов Е-152А, СМ-12. Впервые поднял в небо и в дальнейшем провёл испытания Е-6Т/2 (МиГ-21Ф-13), Е-150, Е-8/2, Е-155Р (МиГ-25Р), МиГ-23 («23-11»), МиГ-23С, МиГ-25РУ, МиГ-23М, Е-155МП (МиГ-31), МиГ-29 («9-12»). Провёл испытания истребителя МиГ-23 на критических режимах полёта. Впервые в стране достиг скорости, соответствующей числу М=3.

В 1961-1977 годах установил 18 мировых авиационных рекордов (из них 3 — абсолютные) скорости, высоты, грузоподъемности и скороподъемности на самолетах Е-166 и МиГ-25. Название «Е-166», для опытного истребителя Е-152-1, было придумано для ФАИ с целью соблюдения традиционной советской конспирации.

В общей сложности, Федотов 8998 раз поднимал в небо самолёты разных типов и провёл в воздухе почти 5 тысяч часов. Неоднократно попадал в сложные аварийные ситуации, трижды был вынужден катапультироваться. Первое катапультирование произошло в 1973 году с невыходившего из штопора МиГ-23. Второе — в 1980 году из МиГ-29, потерявшего управляемость во время сверхзвукового разгона у земли из-за пожара, возникшего при разрушении двигателя. Третье — в 1983 году из МиГ-23УБ при вводе в строй молодого лётчика-испытателя Р.Таскаева во время сверхзвукового разгона у земли, когда взорвавшийся двигатель пережёг тяги управления самолётом.

22 июля 1966 года Федотову Александру Васильевичу за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

21 февраля 1969 года присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР».

В 1981 году в звании полковника был вновь зачислен в ряды Советской Армии.

Погиб 4 апреля 1984 года в испытательном полете на самолете МиГ-31 вместе с штурманом-испытателем В.С.Зайцевым. На самолёте была установлена новая опытная электронная система сигнализации выработки топлива из баков. Для её проверки измерительную часть штатного топливомера отключили. При выходе в испытательную зону и разгоне до заданной скорости произошло ложное срабатывание сигнализации выработки одной группы топливных баков, затем другой. Предполагая утечку топлива, Федотов решил прекратить задание и вернуться на аэродром. При подходе к аэродрому загорелись лампочки выработки всех остальных баков и лампочка аварийного остатка топлива. Понимая, что счет идёт на секунды, лётчик решил садиться с ходу, сделав вираж для захода на посадку по крутой глиссаде и готовясь к посадке без двигателей. Но после резкого виража МиГ-31 вошёл в режим сваливания и стал падать почти в отвесном пикировании. Федотов до последнего пытался совершить посадку и сохранить самолёт. Перед самой землей испытатели предприняли попытку катапультироваться, но не успели…

Существуют две основные версии причин этой катастрофы. По первой версии, на которой остановилась государственная комиссия, причиной аварии послужили ложные срабатывания системы сигнализации выработки топлива из баков. И режим сваливания с последующим пикированием возник после резкого виража самолёта с почти полными баками (топлива оставалось 12,5 тонн), который выполнил Федотов, полагая в соответствии с информацией системы сигнализации, что самолёт пустой. По второй версии, которой придерживаются многие специалисты и лётчики-испытатели, причиной катастрофы, вероятнее всего, стало разрушение межвального подшипника и разнос одного из двигателей, приведший к нарушению управления самолётом, а затем и его взрыву в воздухе.

Сложно поверить, что ложная индикация системы сигнализации топливных баков, могла заставить Федотова делать такой стремительный заход на посадку. Тем более к этому моменту он уже обладал информацией с земли о том, что утечки топлива за самолётом не наблюдается. Кроме того, такой опытный лётчик, как Федотов, должен был заметить облегчение самолета на 12 тонн. А вот другая серьёзная причина, такая как высокочастотные вибрации самолёта в процессе разрушения подшипника вала, могла заставить лётчика так резко заходить на посадку. Эти вибрации самолёта были зафиксированы бортовой записывающей аппаратурой (БКЗА). Последовавшее потом сваливание МиГ-31 в режим пикирования произошло, скорее всего, из-за того, что в результате разноса двигателя, самолёт в этот момент потерял управление и, после окончательного разрушения двигателя, взорвался возле самой земли. Взрыв самолета в воздухе подтверждается и отсутствием воронки на месте падения самолёта, и разбросом на большой площади его агрегатов и деталей (оба двигателя лежали на поверхности в 20-25 метрах один от другого, у одного из двигателей не было обеих турбин, одну из турбин извлекли из канавы — она лежала изолированно от корпуса самолёта).

Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.

Награды:
-медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза;
-два ордена Ленина;
-орден Боевого Красного Знамени;
-орден Трудового Красного Знамени;
-медали.
Удостоен Золотой медали ФАИ (1974 г.) и 3-х медалей де Лаво (1961 г., 1973 г., 1977 г.).

Именем Федотова названа Школа лётчиков-испытателей и улицы в городах Жуковском и Волгограде. На доме в городе Жуковском, где он жил, установлена мемориальная доска. Мемориальная доска в память о Герое установлена также на здании контрольно-пропускного пункта Армавирского учебного авиационного центра подготовки лётного состава истребительной авиации.

Летчик-испытатель А.В.Федотов.

Летчик-испытатель А.В.Федотов.

Герой СССР А.В.Федотов.

Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации А.В.Федотов.

.

.

Список источников:
Сайт «Герои Страны». Федотов Александр Васильевич.
А.А.Симонов. Заслуженные испытатели СССР.
И.Б.Балаков, А.А.Симонов. Испытатели МиГов.