Экспериментальный истребитель-перехватчик Е-155МП (изделие 83).

Разработчик: ОКБ Микояна и Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1975 г.

В 1966 году ОКБ А.И.Микояна приступило к разработке проекта двухместного многоцелевого самолета Е-155М с крылом изменяемой геометрии и двумя турбореактивными двигателями РД36-41М конструкции ОКБ-36 МАП (главный конструктор П.А.Колесов). Основой для него стал проект перехватчика Е-158 (1965 г.), являвшегося развитием Е-155П (МиГ-25П) с крылом изменяемой геометрии и двигателями РД-19М. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24 мая 1968 года Е-155М создавался в трех основных вариантах: истребителя-перехватчика Е-155МП в составе авиационных всевысотного комплекса перехвата воздушных целей С-155М, фронтового разведчика-бомбардировщика Е-155МФ и самолета-разведчика Е-155МР.

Основу системы управления вооружением перехватчика Е-155МП впервые в мире должны была составить РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР) «Заслон», которая могла обеспечить обнаружение воздушных целей всех типов на значительных дальностях во всем диапазоне высот и скоростей полета, в т.ч. маловысотных целей, совершающих полет на фоне земли. Пространственное сканирование луча в этой РЛС осуществлялось электронным способом, что позволило обеспечить обзор широкого телесного угла и отказаться от механических приводов антенны с их малым быстродействием, решить проблему сопровождения и атаки большого количества целей без ограничений по углам.

Аванпроект Е-155МП (518-21) был подготовлен в 1968 году Постановлением предусматривался срок предъявления самолета на государственные совместные испытания в 4-м квартале 1971 года, однако дальнейшие исследования по теме выявили необходимость пересмотра схемы самолета: при существующей компоновке скороподъемность и практический потолок перехватчика оказывались ниже заданных, а его конструкция — перетяжеленной. В 1969 году началась разработка модифицированного проекта Е-155МП (изделие 518-22). В 1971 году для него была окончательно утверждена схема с фиксированным трапециевидным крылом, конформной подвеской ракет К-33 под фюзеляжем и двухместной кабиной экипажа (летчик и оператор) по схеме «тандем». В качестве силовой установки были выбраны двигатели Д-30Ф-6 конструкции Пермского МКБ (главный конструктор П.А.Соловьев).

Одним из новых требований, предъявленных к перехватчику, стала возможность ведения полуавтономных боевых действий в условиях отсутствия сплошного радиолокационного поля ПВО на крайнем Севере и Дальнем Востоке страны. Учет новых требований привел в 1972 году к разработке эскизного проекта истребителя-перехватчика Е-155МП (изделие 83).

Постройка первого опытного экземпляра самолета Е-155МП (изделие 83/1, бортовой № 831) была завершена опытным производством ММЗ им. А.И.Микояна к 1975 году. Машина уже оснащалась штатными двигателями Д-30Ф-6. Первоначально на самолете было установлено крыло от МиГ-25РБ (без отклоняемых носков, с острой передней кромкой и без наплывов), замененное в ходе испытаний новым крылом с корневыми наплывами, отклоняемыми носками, зависающими элеронами и закрылками. Дифференциальный стабилизатор со стреловидной осью вращения имел «нож» по задней кромке, отогнутый вверх на 5°. Подфюзеляжные гребни имели увеличенную на 1,2 м2 (по сравнению с МиГ-25) площадь. Тормозные щитки — створки основных опор шасси, выполненных по оригинальной двухколесной тележечной схеме, отклонялись в плоскости, находящейся под углом 40° к плоскости симметрии самолета. Крыльевые баки к топливной системе не подключались.

На самолете установлен комплекс навигации «Полет-1И» и система автоматического управления САУ-155УП. Вместо штатных РЛС «Заслон» и теплопеленгатора стояли их габаритно-весовые макеты. В обеих кабинах устанавливались катапультные кресла КМ-1М.

Первый вылет на самолете № 831 выполнил 16 сентября 1975 года летчик-испытатель А.В.Федотов. Весной 1976 года на самолете вылетели все летчики ММЗ им. А.И.Микояна (Б.А.Орлов, А.Г.Фастовец, П.М.Остапенко, В.Е.Меницкий). Первым штурманом-оператором был назначен В.С.Зайцев.

Постройка второго экземпляра Е-155МП (изделие 83/2, бортовой № 832) на ММЗ им. А.И.Микояна завершилась в начале 1976 года. В отличие от первого прототипа самолет № 832 уже оснащался полным комплектом оборудования, в частности РЛС «Заслон» и теплопеленгатором. На нем были также применены подфюзеляжные гребни меньшей площади. Первый вылет выполнил 22 апреля 1976 года, А.В.Федотов. Самолеты № 831 и № 832 принимали участие в этапе «А» совместных государственных испытаний.

ЛТХ:

Модификация: Е-155МП
Размах крыла, м: 13,46
Длина самолета, м: 22,69
Высота самолета, м: 5,15
Площадь крыла, м2: 59,80
Масса, кг
-пустого самолета: 20800
-нормальная взлетная: 40600
-максимальная взлетная: 46000
Тип двигателя: 2 х ТРДДФ Д-30Ф-6
Максимальная тяга, кН
-бесфорсажная: 2 х 91.00
-форсажная: 2 х 152.00
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте 17500 м: 3000 (М=2,82)
-на малой высоте: 1500
Практическая дальность, км: 2150
Практический потолок, м: 20000
Макс. эксплуатационная перегрузка: 5
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 1 х 23-мм пушка ГШ-6-23М (боезапас 260 патронов)
Боевая нагрузка, кг: 3000.

Экспериментальный перехватчик Е-155МП (изделие 83-1) — первый прототип МиГ-31. Жуковский, сентябрь 1975 г.

Экспериментальный перехватчик Е-155МП борт № 831.

Е-155МП на сборочном стапеле.

Е-155МП. Рисунок.

.

.

Список источников:
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
Крылья Родины. Владимир Ильин. «Английская гончая» с красными звездами.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Микоян, Гуревич Е-155МП».