23-мм авиационная шестиствольная пушка ГШ-6-23 (АО-19, ТКБ-613).

Разработчик: Тульское КБ приборостроения (В.П.Грязев и А.Г.Шипунов)
Страна: СССР
Начало разработки: 1965 г.
Принятие на вооружение: 1974 г.

Разработка шестиствольной 23-мм пушки АО-19 (ТКБ-613) в Тульском КБ приборостроения велась параллельно с 30-мм пушкой АО-18. Работы возглавлял В.П.Грязев. Общее руководство осуществлял А.Г.Шипунов. Общая схема пушки аналогична АО-18А (ГШ-6-30А), но вместо пмевматического стартера применён кассетный пиростартер. Наземные испытания прошли в конце 1965 года. Серийное производство организовано в 1972 году. Принята на вооружение в 1974 году под обозначением ГШ-6-23 (9А620).
Пушка предназначена для поражения как наземных, так и воздушных целей (включая крылатые ракеты). Устанавливается на самолётах МиГ-31, Су-24.

Пушка ГШ-6-23 выполнена по многоствольной схеме автоматики с вращающимся блоком стволов. Стволы с затворами собраны в единый блок и вращаются в неподвижном кожухе вместе с центральной звездой. Затворы, скользящие в продольных направлениях центральной звезды, совершают возвратно-поступательное движение. За один оборот блока стволов каждый из затворов осуществляет перезаряжание, а из стволов последовательно производятся выстрелы. Блок стволов и связанные с ним механизмы совершают непрерывное движение в течение всей очереди. Разгон блока стволов осуществляется пиростартером газопоршневого типа с использованием штатных пиропатронов ППЛ. Работа автоматики пушки основана на использовании энергии пороховых газов, отводимых из стволов через газоотводные отверстия в газовый двигатель. Управление стрельбой — дистанционное от источника постоянного тока напряжением 27В.

На базе ГШ-6-23 создан модифицированный вариант ГШ-6-23М (9А-768). Пушка предназначена для вооружения самолетов. Устанавливается на самолете Су-24М. Выполнена по многоствольной схеме автоматики с вращающимся блоком стволов.

Разгон блока стволов для стрельбы из пушки осуществляется пиростартером газопоршневого типа с использованием штатных пиропатронов ППЛ. Работа автоматики пушки основана на использовании энергии пороховых газов, отводимых из стволов через газоотводные отверстия в газовый двигатель. Управление стрельбой — дистанционное от источника постоянного тока напряжением 27В. Пушка может изготовляться в 2-х вариантах: со звеньевым питанием или беззвеньевым.

Для стрельбы из пушки ГШ-6-23М используются 2З-мм патроны с осколочно-фугасно-зажигательным и с бронебойно-зажигательно-трассирующим снарядами (масса снаряда 200 г). Патроны аналогичны пушке ГШ-23.

Модификации:
ГШ-6-23 (АО-19, ТКБ-613, 9А620) — базовая.
ГШ-6-23М (9А768) — модернизированная. Темп стрельбы увеличен до 10000 выст./мин.

ТТХ:

Калибр, мм: 23
Длина, мм: 1400
Ширина, мм: 243
Высота, мм: 180
Длина ствола, мм: 1000
Масса, кг:
-пушки: 73
-снаряда: 174
-патрона: 325
Темп стрельбы, выст./мин: 8000
Длина непрерывной очереди, выст: 50-300
Начальная скорость снаряда, м/с: 700
Количество пиропатронов, шт: 10
Боекомплект, патронов: 260 (400).

Авиационная пушка ГШ-6-23

Авиационная пушка ГШ-6-23.

Авиационная пушка ГШ-6-23.

Авиационная пушка ГШ-6-23.

Авиационная пушка ГШ-6-23.

Авиационная пушка ГШ-6-23.

Авиационная пушка ГШ-6-23М.

Авиационная пушка ГШ-6-23М.

Авиационная пушка ГШ-6-23М.

Авиационная пушка ГШ-6-23М.

.

.

Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
История авиации. № 2 за 2003 г. А.Витюк, В.Марковский. Последний аргумент.