Экспериментальный экраноплан СМ-9.

Разработчик: Р.Е.Алексеев, В.А.Дементьев
Страна: СССР
Первый полет: 1977 г.

В 1977 году была спроектирована, построена и 7 декабря испытана малая поисковая самоходная модель — экспериментальный экраноплан СМ-9. Основные технические данные СМ-9: полная масса около 1,8 т, скорость при движении над экраном 120 км/ч. Этот экраноплан отличался от всех ранее созданных крыльевой системой в виде составного крыла (центроплан с консолями) и носового поворотного крыла, винтовым поддувом, реализуемым на всех режимах движения поплавками, расположенными под корпусом и по наружной кромке центроплана. Для оптимизации аэродинамического качества Алексеев отказался от ставшей уже для него привычной схемы с большим Т-образным оперением. Вместо этого машина получила комбинированное крыло — корневая часть представляла собой обычное «экранопланное» крыло очень малого удлинения — а вот консоли были даже не самолетные, — почти планерные!

Впервые при создании отечественных экранопланов на СМ-9 исследовался винтовой поддув. Использование поддува на крейсерском режиме позволяло снизить скорости движения над экраном в 2 раза по сравнению с высокоскоростными экранопланами (выйти на диапазон скоростей 100-250 км/ч вместо исходного 200-500 км/ч) и, соответственно, уменьшить (примерно в 2 раза) посадочные скорости.

В процессе создания и испытаний конструкция экраноплана СМ-9 непрерывно совершенствовалась в направлении повышения устойчивости движения, улучшения поддувных характеристик на всех режимах движения, направленного поиска конструкции пневмооболочек (и применяемых для них материалов). Результаты испытаний СМ-9 позволили получить исходную информацию как для создания больших экранопланов специального назначения массой 2000-5000 т (называемых в инженерной среде экранопланам второго поколения), так и для создания коммерческих (сравнительной небольших) экранопланов.

Экспериментальный экраноплан СМ-9 показал высокую безопасность эксплуатации в процессе первоначального обучения, поддержания навыков управления летчиков-испытателей универсальных экранопланов. На основе опыта создания экранопланов и результатов испытаний экраноплана СМ-9 под руководством Р.Е.Алексеева было разработано компоновочное решение для создания коммерческих экранопланов, содержащее три принципиальных, отличных от исходной компоновки экраноплана, особенности, суть которых заключается:
1) в сочетании аэродинамического обтекания и принудительного поддува от двигателей (и движителей) на всех режимах движения (в том числе и над экраном), позволившем снизить скорости разгона и торможения (и эксплуатационную скорости движения), что дает возможность повысить безопасность эксплуатации аппарата (экраноплан дополнительно удерживается у экрана за счет регулировки оборотов двигателей), снизить нагруженность, а следовательно, повысить «весовую отдачу» и комфортабельность;
2) применении гибких (надувных) корпусов (с изменяемым давлением), снижающих нагруженность и обеспечивающих амфибийность (проходимость), а следовательно, возможность круглогодичной эксплуатации;
3) применении убираемых в полете подводных крыльев малой площади для повышения гидроаэродинамического качества при разгоне (старте) и для борьбы со сносом при боковом ветре.

На основании данного компоновочного решения был спроектирован, построен и испытан экспериментальный экраноплан с максимальной скоростью 140 км/ч под условным названием «Волга-2».

.

.

Список источников:
В.А.Дементьев, В.В.Крапивин. Методологические аспекты создания экранопланов.
Анатолий Матвеев. Служение скорости. О создателе судов на подводных крыльях и экранопланов Р.Е.Алексееве (1916-1980 гг.).