Оперативно-тактический БПЛА-разведчик Ту-300 «Коршун» («300», «Строй-Ф»).
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1991 г.
БПЛА Ту-300, или по кодификации «Коршун-У», является советским и российским ударным тактическим беспилотным летательным аппаратом, разработанным инженерами из ОКБ им.Туполева. Основное предназначение связано с ведением воздушной разведывательной деятельности и обнаружением, уничтожением наземных целей и объектов. Первый полет опытного образца осуществился в 1991 году. Также были разработаны два модернизированных варианта:
— «Филин-1» предназначен для ведения радиотехнической разведки;
— «Филин-2» — для ретрансляции радиосигналов.
В 1982 году в Советском Союзе ВВС предложили начать разработку ударного тактического БПЛА (кодовое обозначение «Коршун»). Изначально реализовать проект доверили ОКБ им. П.О.Сухого, но после проведения первых работ, спустя год, проект перенаправили в ММЗ «Опыт» под руководством ОКБ им. А.Н.Туполева. Решение было принято из-за огромного опыта в создании удачных беспилотных аппаратов, в частности разведчиков Ту-141 и Ту-143. Конструкторы индексировали проект как «300» с обозначением «Коршун-У». Следует отметить, что сразу думали об использовании предыдущих моделей в качестве базовых, но после пересмотрели решение и перешли к разработке уникального беспилотника Ту-300.
Обеспечивающее наземное оборудование разработанного БПЛА унифицировали с аналогичным в Ту-141 и Ту-243. В начале 90-х годов спроектировали первый опытный летающий экземпляр. В 1991 году начали проводить летные испытания. Данный воздушный аппарат довольно-таки активно продвигался на МАКС (Международный авиационный космический салон), который проводился в Жуковском. Но из-за последующих событий и отсутствия достаточной финансовой поддержки проект тактического ударного БПЛА Ту-300 пришлось заморозить.
Ту-300 является беспилотным однодвигательным самолетом с аэродинамической схемой «утка». За подъёмную силу отвечает треугольное крыло с небольшим удлинением. Механизированные средства связи и электронный вычислительный комплекс, а также вспомогательная и разведывательная аппаратура установлены в носовой части фюзеляжа.
Основная нагрузка, ракетно-бомбовое вооружение или радиоэлектронная аппаратура, устанавливается на внешних точках подвески фюзеляжа и в фюзеляжном отсеке. Помимо собственного веса в четыре тонны, воздушная беспилотная машина может брать на борт примерно до одной тонны специализированой нагрузки.
На разных выставках и авиашоу БПЛА демонстрировался с наличием подвешенного контейнера малогабаритных грузов (КМГУ). Благодаря этому беспилотный Ту-300 может вооружаться ударными средствами по типу кумулятивно-осколочных и осколочно-фугасных авиабомб. Широкая номенклатура неуправляемых и управляемых авиационных боеприпасов способна размещается на воздушной машине благодаря используемому держателю БДЗ-У.
Поскольку использование беспилотным аппаратом шасси не предусмотрено, осуществление старта производится из пускового транспортного контейнера, установленного на автомобильное шасси. За сам запуск в воздух отвечают два твердотопливных ускорителя. А за безопасную посадку Ту-300 отвечает присущая почти всем БПЛА парашютная система, размещённая в хвостовом отсеке.
На международных авиасалонах МАКС-95 и МАКС-97 АНТК им. А.Н.Туполева представил экспериментальный образец и модель нового БЛА многоразового использования Ту-300 «Коршун», разработка которого ведется под руководством главного конструктора Л.Куликова. В носовой части размещена специальная радио- и оптикоэлектронная аппаратура. Дополнительно для размещения целевой нагрузки могут быть использованы фюзеляжный грузовой отсек и узел внешней подвески. Судя по тому, что на выставке МАКС-95 модель «оснащалась» подвесным контейнером типа КМГУ для аппарата Ту-300 предусмотрена и роль ударного средства для поражения наземных целей.
ЛТХ:
Модификация: Ту-300
Высота, м:
Масса, кг: 3000
Тип двигателя: 1 х ТРД
Тяга, кгс: 1 х
Крейсерская скорость, км/ч: 950
Практическая дальность действия, км: 200-300
Практический потолок, м: 6000
Минимальная высота полета, м: 50
БПЛА-разведчик Ту-300 «Коршун».
БПЛА-разведчик Ту-300 «Коршун».
БПЛА-разведчик Ту-300 «Коршун».
БПЛА-разведчик Ту-300 «Коршун».
БПЛА-разведчик Ту-300 «Коршун».
БПЛА-разведчик Ту-300 «Коршун».
БПЛА-разведчик Ту-300 «Коршун».
БПЛА-разведчик Ту-300 «Коршун».
БПЛА Ту-300 «Коршун». Рисунок.
БПЛА Ту-300. Схема.
.
.
Список источников:
C.Ганин, А.Карпенко, В.Колногоров, Г.Петров. Беспилотные летательные аппараты.
Авиация и космонавтика. Ригмант В.Г. Под знаками «АНТ» и «Ту».
Авиация и Время. Альфред Матусевич. Реактивные беспилотные разведчики.
Крылья Родины. Анатолий Липатов. Первым делом — самолеты, ну а летчики…
Сайт AVIA.PRO — Туполев Ту-300.