Учебно-тренировочный истребитель УТИ-26.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1940 г.

Опытный самолет УТИ-26, позже названный Як-7УТИ, был построен в двух экземплярах, получивших обозначения УТИ-26/1 и УТИ-26/2.
УТИ-26/1 являлся учебно-тренировочным истребителем и предназначался для тренировки и вывозки летчиков при переходе их на скоростные истребители. Самолет спроектирован и построен ОКБ с 25 января по 17 июня 1940 года в соответствии с постановлением правительства от 4 марта 1940 года.

По своей схеме УТИ-26/1 — одномоторный двухместный с двойным управлением моноплан с низкорасположенным свободнонесущим крылом и убирающимися основными и хвостовым колесами. На УТИ-26/1, как и на И-26, были установлены двигатель жидкостного охлаждения М-105П мощностью 1050 л. с. на высоте 4000 м и металлический трехлопастный винт ВИШ-61П диаметром 3,0 м.

Закрытые кабины ученика и инструктора размещены тандемно. В передней кабине располагался ученик, в задней — инструктор. Оборудование передней кабины, в основном сходное с типовым оборудованием кабины боевого самолета-истребителя И-26, способствовало усвоению учеником необходимых навыков для самостоятельного вылета на боевом самолете.

Передняя и задняя кабины прикрыты одним общим фонарем из плексигласа, но с отдельными сдвигающимися назад подвижными частями. Связь инструктора с учеником поддерживалась визуально и с помощью стандартного резинового переговорного устройства (шланга), а серийных Як-7УТИ — вначале так же, а в дальнейшем с помощью СПУ-З.

Аэронавигационное и электрооборудование обеспечивало выполнение дневных полетов в условиях видимости земных ориентиров. Вооружение состояло из двух синхронных пулеметов ШКАС с боезапасом по 500 патронов.

УТИ-26/1 спроектирован и построен на базе И-26, вследствие чего их конструкции имели много общего. По технике пилотирования УТИ-26/1 был очень близок к И-26 и напоминал другие истребители с двигателями жидкостного охлаждения (И-301 и И-200), вследствие чего представлял удачный вариант самолета для вывозки и тренировки летчиков при их переходе на скоростные истребители.

УТИ-26/1 проходил заводские испытания с 23 июля по 25 августа 1940 года. Госиспытания УТИ-26/1 проходил с 28 по 30 августа 1940 года и с 11 по 19 сентября 1940 года. Перерыв был вызван тем, что на рулежке сложилась левая опора шасси, в результате чего был погнут винт и повреждена консоль крыла. Самолет возвратили в ОКБ для ремонта.

21-25 сентября госиспытания были завершены. УТИ-26/1 прошел их с оценкой «удовлетворительно» и был рекомендован к серийной постройке. В акте по результатам госиспытаний отмечалось, что он в настоящее время является единственным переходным к другим типам самолетов (Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3) учебным самолетом, на котором переучивается летный состав всех резервных полков.

УТИ-26/2 представлял собой дублер УТИ-26/1. Его спроектировали и построили с 25 января по 17 сентября 1940 года. В конструктивном отношении этот самолет являлся более совершенным, что естественно, поскольку он был построен позже, чем УТИ-26/1 и на нем было устранено большинство выявленных дефектов.

С 16 сентября по 12 декабря 1940 года УТИ-26/2 проходил заводские летные испытания, а с 1 января по 14 февраля 1941 года — специальные госиспытания на облет летчиками НИИ ВВС для выявления особенностей в технике пилотирования в связи с изменением горизонтального оперения. Эти испытания проводила бригада ИИ ВВС в составе: ведущий летчик А.Г.Кубышкин, ведущий инженер А.Т.Степанец, техник Ф.3.Сбитнев. Было произведено 8 полетов общей продолжительностью 5 ч. и еще 13 полетов (7 ч. 55 мин.) при подготовке к параду.

В отчете по госиспытаниям УТИ-26/2 отмечалось, что заключение по УТИ-26/1 целиком остается в силе: учебно-тренировочный истребитель конструкции инженера А.С.Яковлева является наиболее удачным вариантом для тренировки, переучивания и проверки техники пилотирования летчиков-истребителей, вследствие чего необходимо срочно форсировать окончательную до- водку самолета и запуск его в серию.

УТИ-26/2 еще некоторое время находился в HИИ ВВС, где были определены его полные характеристики пикирования и штопора, после чего он был передан в 12 ИАП для использования в учебно-боевой подготовке летного состава.

ЛТХ:

Модификация: УТИ-26
Размах крыла, м: 10,00
Длина, м: 8,48
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 17,15
Масса, кг
-пустого самолета: 2181
-максимальная взлетная: 2750
Тип двигателя: 1 х ПД М-105П
-мощность, л.с.: 1 х 1050
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 500
-на высоте: 586
Практическая дальность, км: 700
Скороподъемность, м/мин: 910
Практический потолок, м: 9400
Экипаж: 2
Вооружение: 2 х 7,62-мм синхронных пулеметов ШКАС с боезапасом по 500 патронов.

1.УТИ-26 - двухместный учебно-тренировочный вариант истребителя.

Испытания УТИ-26/1. Москва, Центральный аэродром. Июль 1940 г.

2.Заводские испытания УТИ-26-1. Москва, Центральный аэродром. Июль 1940 г. 2

Испытания УТИ-26/1. Москва, Центральный аэродром. Июль 1940 г.

3.Заводские испытания УТИ-26-1. Москва, Центральный аэродром. Июль 1940 г. 3

Испытания УТИ-26/1. Москва, Центральный аэродром. Июль 1940 г.

4.Заводские испытания УТИ-26-1. Москва, Центральный аэродром. Июль 1940 г. 4

Испытания УТИ-26/1. Москва, Центральный аэродром. Июль 1940 г.

5.Заводские испытания УТИ-26-1. Москва, Центральный аэродром. Июль 1940 г. 5

Испытания УТИ-26/1. Москва, Центральный аэродром. Июль 1940 г.

6.Заводские испытания УТИ-26-1. Москва, Центральный аэродром. Июль 1940 г. 6

Испытания УТИ-26/1. Москва, Центральный аэродром. Июль 1940 г.

УТИ-26/1 перед госиспытаниями.

УТИ-26/2.

УТИ-26/2.

УТИ-26. Схема.

.

.

 Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
А.Т.Степанец. Истребители Як периода Великой Отечественной войны.
Крылья Родины. Вячеслав Кондратьев. Як-7. Три эскиза.
Авиация и Время. Константин Косминков. Многоликий Як-7.
Сергей Кузнецов. Як-7: Истребитель тотальной войны.