Экспериментальный СБ на шасси с носовой опорой.
Разработчик: И.П.Толстых
Страна: СССР
Первый полет: 1940 г.
Ученый ЦАГИ И.П.Толстых в 1940 году предложил проект экспериментального самолета, предназначенного для отработки и исследований шасси с носовой опорой. Такой тип шасси тогда только входил в практику самолетостроения, поэтому было необходимо провести всесторонний анализ шасси такого типа.
В качестве «летающей лаборатории» был использован самолет СБ. Работа изначально планировалась как сугубо экспериментальная, СБ с носовой опорой шасси для серии не планировался, однако исследования шасси новой конструкции, проведенные на СБ, дали богатую пищу разработчикам шасси послевоенных советских бомбардировщиков.
Испытания проводил знаменитый летчик-испытатель Марк Галлай, выполнивший огромное количество рулений и посадок. Результаты испытаний доказали преимущества шасси с носовой опорой перед шасси с хвостовой опорой. В испытаниях помимо Галлая принимали участие другие пилоты. Все без исключения летчики отмечали простоту взлетов и посадок на самолете с носовой опорой шасси. В своей книге «Через невидимые барьеры» Марк Лазаревич упоминает об этой работе:
«Самолёт с трехколесным шасси во время разбега и пробега по земле более устойчив, чем самолёт старой схемы. Он менее склонен к прыжкам («козлам») при небольших неточностях пилотирования на посадке. Наконец, он допускает в случае необходимости более энергичное торможение без риска скапотировать — задрав хвост, ткнуться носом в землю. Словом, преимущества трехколески очевидны с первого же взгляда. Но чтобы реализовать их на практике, надо было сначала найти, как лучше всего расположить колёса шасси относительно центра тяжести самолёта и относительно друг друга, какие характеристики должна иметь амортизация стоек и многое другое.»
Носовая часть экспериментального самолета была значительно удлинена. Взамен «богатого» остекления, в носу фюзеляжа оставили по одному круглому и трем квадратным окошкам с каждого борта. Внизу носовой части фюзеляжа на стойке и двух мощных подкосах крепилась носовая опора шасси. Носовая опора шасси не убиралась. Ее конструкция предусматривала возможность продольного и вертикального смещения стойки для исследования различных комбинации взаимного положения опор шасси. Максимальная взлетная масса экспериментального СБ с носовой опорой шасси составляла 6000 кг, на 1880 кг меньше, чем у бомбардировщика СБ-2 с моторами М-103.
Испытания нового шасси проводились в летних и зимних условиях на аэродроме Летно-исследовательского института Народного комиссариата авиационной промышленности (ЛИИ НКАП). Зимой на самолет устанавливались неубираемые лыжи, на них были получены те же положительные результаты. За свой необычный вид СБ-2 на экспериментальном трехколесном шасси получил у летчиков прозвище «Птеродактиль».
Экспериментальный СБ на шасси с носовой опорой.
Экспериментальный СБ на шасси с носовой опорой.
Экспериментальный СБ на шасси с носовой опорой.
Экспериментальный СБ на шасси с носовой опорой.
Экспериментальный СБ на шасси с носовой опорой.
Экспериментальный СБ на шасси с носовой опорой. Рисунок.
.
.
Список источников:
«Война в воздухе» №116 за 2004 г. С.В.Иванов. СБ-2.
Марк Галлай. «Через невидимые барьеры».