0.Марк Галлай.Галлай Марк Лазаревич (1914-1998).

Заслуженный летчик-испытатель СССР (17.02.1959 г.), Герой Советского Союза (01.05.1957 г.), доктор технических наук (1972 г.), профессор (1994 г.), писатель.

Родился 16 (3) апреля 1914 года в Санкт-Петербурге.
С 1930 года работал токарем на заводе «Красный Октябрь».
В 1932-1935 годах учился в Ленинградском институте инженеров ГВФ.
В 1935 году перевёлся в Ленинградский политехнический институт, который окончил в 1937 году.
С 1935 года занимался парашютным и планерным спортом в Ленинградском аэроклубе.
В 1936 году окончил самолётное отделение аэроклуба, был в нём инструктором парашютного спорта.
С 1936 года — на практике в ЦАГИ. После окончания института работал инженером по лётным испытаниям в ЦАГИ. Тогда же, без отрыва от производства, окончил лётную школу ЦАГИ.
С сентября 1937 года — лётчик-испытатель ЦАГИ.
С мая 1941 года по январь 1942 года — лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. Поднял в небо и провёл испытания СБ на трёхколёсном шасси (16.09.1940 г.), УПО-22 (1941 г.). Участвовал в испытаниях СБ на флаттер (1941 г.), доводке маслосистемы Ер-2 (1941 г.).

В Красной Армии с июля 1941 года. Участник Великой Отечественной войны:
-в июле-сентябре 1941 года — лётчик 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи (ПВО г.Москвы), совершил 10 ночных боевых вылетов на МиГ-3 для отражение вражеских налётов, сбил 1 самолёт противника;
-в январе-марте 1942 года — заместитель командира авиаэскадрильи 128-го бомбардировочного авиационного полка (Калининский фронт), совершил 28 боевых вылетов на Пе-2;

-в мае-июне 1943 года — лётчик 890-го авиационного полка (АДД), совершил 7 боевых вылетов в качестве второго пилота Пе-8 на бомбардировку в глубокий тыл противника. В 1943 году Галлай обучал летчиков дальней авиации работе с новыми двигателями. Специального времени на обучение не было, решили учить «в процессе» — инструктор участвует в боевых вылетах в качестве второго пилота, заодно все объясняя. В ночь с 9-го на 10.06.1943 г. его самолёт был сбит в районе Брянска. Покинул самолёт с парашютом. Шел дождь, было ветрено, парашютистов разнесло в разные стороны. Галлай повис, зацепившись куполом за деревья, при этом его с размаху ударило о торчащую ветку. Весь дальнейший переход по лесам он проделал с болями в спине. Потом выяснилось — травма позвоночника. «Дома» врачи запретили ему перегрузки и поднятие тяжестей. Но Галлай еще два десятка лет продолжал летать — в корсете. Как удавалось уламывать медкомиссию? Тайна. Жена — Ксения Вячеславовна: «Я спрашивала: «Почему ты никому не расскажешь, что полжизни летал с поврежденным позвоночником?» Он отвечал: «Я еще этим буду хвастаться?» После приземления нашёл партизан Рогнединской партизанской бригады (Брянская область) и через 12 дней на У-2 вывезен через линию фронта. Вернувшись в ЛИИ, Галлай увидел на стене летной комнаты свой портрет в траурной рамке, а на столе — посвященный себе некролог, подготовленный наркоматом для «Вестника воздушного флота» и присланный в институт для согласования…

С апреля 1942 года по июль 1950 года — вновь лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. Поднял в небо (09.08.1946 г.) и провёл испытания третьего опытного экземпляр истребителя МиГ-9 (Ф-3). Провёл испытания Пе-2 с пороховыми стартовыми ракетами (1943 г.), Як-7 с опытным ламинизированным крылом (1944 г.), планерного варианта Me-163 (1946 г.), Ту-4 (1947-1948 гг.), системы дозаправки на Ту-2 (1949 г.). Летом 1949 года участвовал в заводских испытаниях третьего экземпляра вертолёта ГМ-1 (Ми-1). Участвовал в доводке мотора АШ-82 на Ла-5 (1943 г.), подборе и доводке винтов на Пе-2И (1944 г.), облёте Су-6, Су-8, И-250, Су-12 (1947 г.), Як-20 (1950 г.) и других самолётов.
С июля 1950 года по декабрь 1954 года — лётчик-испытатель НИИ-17 (НПО «Взлёт»). Проводил испытания различного авиационного радиолокационного оборудования на самолётах МиГ-15, Ли-2 и других. Провёл испытания радиолокационного оборудования И-320 («Р-2»), Ла-200 (1953 г.) и Як-25М (1953-1954 гг.).
С января 1955 года по июль 1958 года — лётчик-испытатель ОКБ В.М.Мясищева. Поднял в небо (27.03.1956 г.) и провёл испытания ; участвовал в испытаниях М-4.
С июля 1958 года — в запасе.
С 1959 года — заместитель председателя Методического совета Министерства авиационной промышленности СССР по лётным испытаниям. Принимал значительное участие в подготовке первых вылетов, проработке программ и методическом руководстве лётными испытаниями новых самолётов и вертолётов — Ту-144, Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ан-22, В-12 и других.
В 1958-1975 годах — старший научный сотрудник ЛИИ. Вёл большую научную работу, опубликовал около 30 научных трудов. В разное время преподавал в Школе лётчиков-испытателей, Московском авиационном институте, Академии гражданской авиации.
В 1960-1961 годах — инженер-методист отряда космонавтов. Гагаринское «Поехали!», — от Галлая. Он работал с космонавтами на тренажерах и перед началом упражнения спрашивал: «Ну? Поехали?» «Поехали!» — отвечали ему.

Марк Лазаревич был до крайности пунктуален. Все, что предстоит сделать за день, обязательно записывал. Если в гости звали «часикам к семи», приходил ровно в 19.00. Ксения Вячеславовна: «Я говорила: «Марк, так тоже невежливо. Хозяйка к семи никогда не успевает, хороший тон — минут на десять опоздать». Он: «Но звали же к семи!»

Член Союза писателей, автор многих книг. Его именем названа малая планета. В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

14 июля 1998 года Марк Лазаревич Галлай скончался. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве (участок № 4).

Герой Советского Союза (01.05.1957 г.), заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.02.1959 г.), полковник (1951 г.), доктор технических наук (1972 г.), профессор (1994 г.).

Награды:
-медаль «Золотая звезда» Героя Советского Союза (01.05.1957 г.);
-3 ордена Ленина (29.04.1944 г., 20.09.1947 г., 01.05.1957 г.);
-4 ордена Красного Знамени (24.07.1941 г., 13.06.1942 г., 19.08.1944 г., 05.02.1947 г.);
-2 ордена Отечественной войны 1-й степени (16.09.1945 г., 11.03.1985 г.);
-орден Красной Звезды (31.07.1948 г.);
-орден «Знак Почёта» (13.04.1984 г.);
-медали.

1.М.Л.Галлай в 1930-е годы.

М.Л.Галлай в 1930-е годы.

2.Летчик-испытатель М.Л.Галлай.

Летчик-испытатель М.Л.Галлай.

3.Подполковник ВВС М.Л.Галлай.

Подполковник ВВС М.Л.Галлай.

4.Герой СССР Галлай Марк Лазаревич

Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Галлай Марк Лазаревич.

.

.

 Список источников:
А.А.Симонов. Заслуженные испытатели СССР.
В.П.Васин, А.А.Симонов. Испытатели ЛИИ.
А.А.Щербаков. Лётчики, самолёты, испытания.
Сайт «Знаменитости — биографии, интервью, истории». Марк Галлай — Он сказал Гагарину «Поехали!»
Сайт «Испытатели» (www.testpilot.ru).