Истребитель-перехватчик Ла-190.
Разработчик: ОКБ Лавочкина
Страна: СССР
Первый полет: 1951 г.
6 октября 1949 года Лавочкин обратился к Сталину с предложением создать истребитель для борьбы с бомбардировщиками на высотах 15000-16000 м. В своем письме он сообщал:
«Такой перехватчик будет быстро набирать высоту (за 1,5-2 минуты на 10000 м), обладать на потолке бомбардировщика маневром как по горизонтали, так и но вертикали. Особо важен маневр но вертикали — это дает возможность перехватчику быть всегда над бомбардировщиком, нападать на него пикированием, или быть над бомбардировщиком противника на недосягаемой высоте и бомбить его специальными, мелкими бомбами, в большом количестве разбрасываемыми на пути бомбардировщика. Возможно будет также эти бомбы иметь подвешенными на парашютах и тем самым как бы заминировать воздух по высоте и по пути продвижения бомбардировщика. (Что-то наподобие парашютно-тросовой бомбы В.С.Вахмистрона, испытывавшейся еще до войны). Указанный перехватчик должен иметь высоту 19000-20000 м, РЛС, оборудование для слепой посадки и полета в любую погоду (днем и ночью)…»
Впоследствии расчетные данные были уточнены. Основной вариант истребителя имел двигатель ТР-3А взлетной тягой 5200 кгс конструкции А.М.Люльки. Самолет должен был развивать скорость 1200 км/ч на высоте 5000 м, подниматься на высоту 10000 м за 3,5 мин., а на 15000 м — за 6-7 мин. и иметь потолок 17000 м при дальности полета без подвесных баков 1000 км. Запланировали мощнейшее вооружение из трех 23-мм и двух 37-мм пушек с РЛС «Коршун». При использовании двигателя с системой форсажа время набора высоты 10000 м снижалось до 2,2 мин., а потолок возрастал до 18000 м.
Предусматривался также вариант с ТРД ВК-1. Хотя летные характеристики получались заметно ниже, но этот проект имел то преимущество, что базировался на уже проверенной схеме и испытанном двигателе.
В этом же 1949 году техническое предложение превратилось в проект «190». Крыло имело невиданную для тех лет стреловидность — 55° по линии фокусов. Вооружение сократили до двух пушек Н-37 с боекомплектом по 30 снарядов на ствол. Горючее расположили в фюзеляжных и крыльевых мягких баках, предусмотрели катапультируемое кресло летчика. Последние расчеты показали реальную возможность достижения потолка 16500 м, скорости 1225 км/ч на 10000 м, и времени подъема на эту высоту 3 минуты.
Самолет построили 3 февраля 1951 года. Спустя неделю начались его заводские испытания (ведущий летчик А.Г.Кочетков) и сразу столкнулись с проблемами в работе двигателя ТР-3А, получившем к тому времени обозначение АЛ-5. Во время одной из рулежек машина была повреждена из-за слишком медленного падения тяги двигателя после перевода сектора газа в положение «минимал». 8 марта ее вернули на завод для ремонта, затянувшегося до конца мая.
16 июня произошла вынужденная посадка опытного истребителя из-за остановки двигателя в полете. Через месяц испытания самолета продолжили. До 20 августа выполнили всего восемь полетов и на этом испытания прекратили. Анализ полученной информации показал, что до скорости 820 км/ч на высоте 7000 м управляемость и устойчивость самолета «190» вполне удовлетворительны. Необратимая система управления элеронами работала безотказно и по заключению летчика, управление не отличалось от обычного. Крыло-бак с герметизацией, изготовленное на заводе № 301, нареканий не вызывало, а крыльевые опоры шасси допускали посадку при боковом ветре 4-5 м/с. Однако полеты с двигателем АЛ-5 оказались небезопасными, что и послужило причиной прекращения испытаний самолета.
ЛТХ:
Модификация: Ла-190
Размах крыла, м: 9,90
Длина, м: 16,35
Высота, м:-
Площадь крыла, м2: 38,93
Масса, кг
-пустого самолета: 7315
-максимальная взлетная: 9257
Тип двигателя: 1 х ТРД АЛ-5
Тяга, кгс: 1 х 5000
Максимальная скорость, км/ч: 1190
Крейсерская скорость, км/ч: 965
Практическая дальность, км: 1150
Максимальная скороподъемность, м/мин: 3340
Практический потолок, м: 15600
Экипаж: 1
Вооружение: 2 х 37-мм пушки Н-37.
Истребитель-перехватчик Ла-190.
Кабина Ла-190.
Ла-190. Рисунок.
Ла-190. Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Русавиа. Николай Якубович. Самолеты С.А.Лавочкина.
Андрей Савин. Русский Авиационный Музей. Лавочкин Ла-190.