37-мм авиационная пушка Н-37.

Разработчик: Нудельман
Страна: СССР
Испытания: 1944 г.
Принята на вооружение: 1945 г.

Разработка 37-мм пушки Н-37 имела цель получить пушку с меньшим весом и большим темпом стрельбы, чем у 37-мм пушки НС-37. Для этого пришлось уменьшить начальную скорость снаряда по сравнению с НС-37. Гильза была переделана из гильзы 37-мм патрона зенитной пушки 70К: ее укоротили, переобжали и переделали закраину. Вес нового патрона снизился почти в 1,5 раза, по сравнению с НС-37.

Работа автоматики Н-37 основана на принципе использования энергии отдачи при коротком ходе ствола. Основная часть энергии отдачи использовалась на перемещение подвижных частей, преодоление сил трения и на сжатие пружин, а оставшаяся энергия поглощалась гидравлическим и дульным тормозами. Канал ствола запирался затвором поршневого типа. Перезаряжание пневматическое.

Длина ствола пушки — 1361 мм. Габариты пушки: длина — 2455 мм, ширина — 227 мм, высота — 354 мм. Вес пушки — 96-103 кг. Согласно описанию пушки, сделанному Нудельманом, темп стрельбы — 400 выстр./мин, а средний темп на испытаниях в октябре 1944 года 311 выстр./мин.

В боекомплект Н-37 входил БЗТ снаряд весом 765 г и ОЗТ снаряд весом 722 г. Начальная скорость ОЗТ снаряда — 690 м/с, а БЗТ снаряда — 675 м/с.

В ходе опытных стрельб пушки Н-37 в октябре 1944 года снаряд БЗТ на дистанции 400 м продемонстрировал следующие результаты: 45-мм броню пробивали по нормали — 60 % снарядов, 40-мм броню по нормали пробивали все снаряды. 40-мм броня под углом 30° к нормали не пробивалась (снаряды в броне даже не застревали).

На дистанции двести метром 40-мм броня не пробивалась под углом 20°, а 45-мм броня не пробивалась под углом 15°. Таким образом, пушки Н-37 при реальных углах встречи с броней (30-45° от нормали) даже на ближних дистанциях могли пробивать броню толщиной не более 20-30 мм.

В апреле 1944 года был изготовлен первый экземпляр пушки Н-37, а в августе 1944 года были завершены наземные государственные испытания патрона и пушки. Первые летные испытания проводились на Як-9Т и Як-9УТ в марте 1945 года. Пушка была установлена в моторе, в дальнейшем летные испытания проводились на МиГ-9.

В МиГ-9 пушка была установлена так, что ствол оказался в центре воздухозаборника двигателя. Из-за этого при стрельбе на высоте 7000-8000 м происходила остановка двигателя. Для устранения этого явления было создано специальное дульное устройство — локализатор. Тем не менее применение локализатора не предотвратило остановки двигателя при высотных стрельбах. Вскоре применение МиГ-9 с пушкой Н-37 в войсках было ограничено на высоте 3000 м, поскольку до этой высоты стрельба не влияла на работу двигателя.

Несколько позже был создан локализатор, получивший название «бабочка», поперечный размах которого выводил дульные газы за пределы воздухозаборника. Однако при этом ухудшались аэродинамика и маневренность самолета. Было принято решение часть самолетов снабдить такими локализаторами, а остальные ограничить высотой 3 км. Вскоре производство МиГ-9 было прекращено, и в серию пошел МиГ-15.

Пушка Н-37 на МиГ-15 была размещена уже вне воздухозаборника, и здесь потребовался локализатор по размерам равный обычному дульному тормозу. До 1949 года пушки изготавливали с однокамерным дульным тормозом-локализатором, имевшим один ряд окон, и обозначались Н-37.

Производство пушек Н-37 велось на заводе № 74. В 1947 году было выпущено 518 штук; в 1948 году — 508, в 1949 году — 1314, в 1950 году — 3043, в 1951 году — 3885, в 1952 году — 4433, в 1953 году — 4600, в 1954 году — 1700, в 1956 году — 285 пушек.

Производство Н-37 было прекращено к 1960 году.

МиГ-9, принятый на вооружение в 1947 году, вооружался одной пушкой Н-37 с боекомплектом 40 патронов и двумя пушками НС-23.
МиГ-15, принятый на вооружение в 1949 году, тоже вооружался одной пушкой Н-37 с боекомплектом 40 патронов и двумя пушками НС-23.
МиГ-15бис, принятый на вооружение в 1950 году, вооружался одной пушкой Н-37 и двумя пушками НС-23.
МиГ-17, принятый на вооружение в 1952 году, тоже вооружался одной пушкой Н-37 и двумя пушками НС-23.
Як-25, принятый на вооружение в 1953 году, вооружался двумя пушками Н-37 с боекомплектом по 100 выстрелов на ствол.

Модификации:

Н-37 — первый серийный вариант, одной пушкой Н-37 вооружался истребитель МиГ-9, Су-13;
Н-37Д — с однокамерным дульным тормозом с двумя рядами окон, этим вариантом вооружались МиГ-15, МиГ-15бис и МиГ-17;
Н-37Л — с более длинным стволом и без надульных устройств. Перехватчик Як-25 имел две пушки Н-37Л;
НН-37 — пушка системы Нудельмана-Неменова, модернизированный вариант Н-37. Вооружение Як-27 состояло из двух таких пушек.

ТТХ пушки:

Калибр, мм — 37;
Темп стрельбы, выстр /мин — не менее 400;
Начальная скорость снаряда, м/с:
— осколочно-зажигательно-трассирующего — 690;
— бронебойно-зажигательно-трассирующего — 675;
Масса пушки, кг — не более 10;
Габаритные размеры пушки, мм:
— длина — 2455;
— ширина — 227;
— высота — 354;
Данные о стволе:
— общая длина ствола, мм — 1361;
— число нарезов — 16;
— длина хода нарезов, калибр — 25;
— длина нарезной части, мм — 1200;
— ширина нарезов, мм — 4,76;
— диаметр канала ствола по полям, мм — 37;
— диаметр канала ствола по нарезам, мм — 37,9;
Минимально давление воздуха при перезарядке при t=20±5 МПа — 3,4;
Средний расход воздуха на одну перезарядку (приведенный к нормальным условиям) при t=20±5’C и давлении воздуха в ресивере 3,4 МПа, л — 35;
Эксплуатационное напряжение срабатывания электроспуска, в — 24-27;
Сила потребляемого тока для работы электроспуска при напряжении 24В, А:
— пусковой ток (в момент включения) — 16;
— рабочий ток — 3;
Максимальная сила отдачи в напряжении, кН не более:
— отката — 54;
— наката — 38.

1.Авиапушка Н-37.

Авиационная пушка Н-37.

2.Авиапушки НР-23 и Н-37Д и авиационный пулемет А-12,7.

Авиационные пушки НР-23 и Н-37Д и авиационный пулемет А-12,7.

3.Н-37 в пекинском военном музее.

Авиационная пушка Н-37 в пекинском военном музее.

4.Обслуживание авиапушки Н-37.

Обслуживание авиапушки Н-37.

.

.

Список источников:
В.Марковский. Оружие ближнего боя. Журнал «Техника и Вооружение» № 3 2009 г.
Денис Евстафьев. Н-37.