Ударный истребитель Як-9УТ.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1945 г.0.як-9ут

Як-9УТ с двигателем ВК-107А и винтом ВИШ-107ЛО — это модификация серийного Як-9У № 39-083 с теми же двигателем и винтом, отличающаяся более мощным пушечным вооружением. Взамен мотор-пушки ШВАК калибра 20 мм с боезапасом 120 снарядов и двух синхронных пулеметов УБС калибра 12,7 мм с боезапасом по 150 патронов на Як-9УТ были установлены легкая 37-мм мотор-пушка H-37 с боезапасом 30 снарядов и две синхронные пушки Б-20 (Б-20С) калибра 20-мм с боезапасом по 120 снарядов. Внешне самолет отличался от Як-9У выступающим из кока винта дульным тормозом пушки H-37.

Была предусмотрена возможность замены (в заводских условиях) мотор-пушки H-37 калибра 37 мм на мотор-пушки Б-20М калибра 20 мм, HС-23 калибра 23 мм, HС-45 калибра 45 мм. В последнем случае одна (правая) пушка Б-20С должна была сниматься.

Возможность установки различных мотор-пушек без существенных переделок и перекомпоновок в самолете являлась ценной и позволяла в серийном производстве быстро переходить на любой вариант вооружения в зависимости от требований ВВС. Каждому варианту вооружения, естественно, соответствовали свои полетная масса, центровка, противокапотажный угол и летно-тактические характеристики.

Что касается пилотажных качеств и штопорных характеристик Як-9УТ, то они при всех вариантах вооружения оставались примерно одинаковыми и такими же, как у серийного Як-9У ВК-107А.

Максимальная скорость у земли — 578 км/ч и на 2-й границе высотности 4900 м — 671 км/ч (т.е. практически, как у серийного Як-9У ВК-107А); время набора высоты 5000 м на режиме максимальной скороподъемности — 5,2 мин; практический потолок — 10 700 м; дальность полета на режиме сравнительной скоростной дальности (на 0,9 максимальной скорости) на высоте 5000 м составляла 690 км, продолжительность полета на том же режиме — 1 ч 22 мин.

По технике пилотирования Як-9УТ практически не отличался от Як-9У ВК-107А, за исключением того, что нагрузки на ручку от элеронов и, особенно, от руля высоты были чрезмерно велики (это наиболее серьезный дефект самолета).

Для Як-9УТ было характерно то, что температуры воды и масла находились в пределах нормы как на режиме максимальной скороподъемности, так и в горизонтальном полете с максимальной скоростью.

Як-9УТ с мотор-пушкой H-37 и двумя синхронными пушками Б-20С имел секундную массу залпа 6,0 кг/с и уступал только Як-9УТ с пушкой HС-45 калибра 45 мм (9,3 кг/с) и Ла-7 с четырьмя пушками HС-23 (7,3 кг/с). Вооружение Як-9УТ обеспечивало эффективное поражение воздушных целей и возможность использования самолета для штурмовки железнодорожных эшелонов, автомашин и легких бронированных объектов. При стрельбе Як-9УТ вел себя более устойчиво во всем диапазоне скоростей и при всех эволюциях, чем Як-9Т и Як-9К, за счет уменьшения силы отдачи пушки H-37 по сравнению с HС-37, а также расширения диапазона скоростей. При длине очереди из H-37 в 4-5 выстрелов прицеливание практически не сбивалось, что обеспечивало увеличение меткости огня.

Як-9УТ выпущен ОКБ в феврале 1945 года согласно постановлению ГКО от 29 декабря 1944 года. Он проходил государственные испытания с 8 по 29 марта 1945 года (летчик А.А.Манучаров, инженер Г.А.Седов).

Эталон Як-9УТ 1945 года испытывался с 17 марта по 9 июля 1945 года. В заключении HИИ ВВС по результатам госиспытаний эталона отмечалось, что Як-9УТ с данным вооружением является нужным для ВВС СА самолетом и может быть рекомендован для запуска в серийное производство.

Як-9УТ ВК-107А строился серийно с февраля по май 1945 года с мотор-пушкой HС-23 (а не H-37) и двумя синхронными пушками Б-20С. Всего построено 282 самолета.

В последние недели войны одна из частей, перевооруженных на Як-9УТ, уничтожила в 19 воздушных боях 28 самолетов противника, в том числе 27 FW-190A-8 и 1 Me-109G-6, потеряв только два своих самолета.

ЛТХ:

Модификация: Як-9УТ
Размах крыла, м: 9,74
Длина, м: 8,55
Высота, м: 3,00
Площадь крыла, м2: 17,15
Масса, кг
-пустого самолета: 2487
-нормальная взлетная: 3260
Тип двигателя: 1 х ПД ВК-107А
-мощность, л.с.: 1 х 1500
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 578
-на высоте: 671
Практическая дальность, км: 690
Скороподъемность, м/мин: 962
Практический потолок, м: 10700
Экипаж: 1
Вооружение: 1 х 37-мм мотор-пушка H-37 (30 снарядов) и 2 х 20-мм синхронные пушки Б-20 (Б-20С) (по 120 снарядов на ствол).

Истребитель Як-9УТ (№ 40166022) на заводских испытаниях.

1а.Як-9УТ (№ 40166022) на заводских испытаниях.

Ударный истребитель Як-9УТ (№ 40166022) на заводских испытаниях.

2.Як-9УТ (№ 40166022) на заводских испытаниях. 2

Ударный истребитель Як-9УТ (№ 40166022) на заводских испытаниях.

3.Як-9УТ № 40166074 со снятым дульным тормозом мотор-пушки.

Ударный истребитель Як-9УТ (№ 40166074) со снятым дульным тормозом мотор-пушки.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.Т.Степанец. Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны.
Архив-Пресс. Дмитрий Лейпник. Як-9 : рядовые небес.
«Война в воздухе» №№ 31-34. Истребители Як-1;-3;-7;-9 во Второй Мировой войне.
Антология Як. (Airfield.narod.ru).