Истребитель Як-9К.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1943 г.

Як-9К (крупнокалиберный) с двигателем ВК-105ПФ и винтом ВИШ-61П диаметром 3,0 м представлял собой фронтовой истребитель с тяжелым пушечным вооружением. В конструктивном отношении он являлся модификацией серийного самолета Як-9Т, от которого в основном отличался тем, что вместо пушки НС-37 калибра 37 мм была установлена пушка НС-45 калибра 45 мм. Она располагалась в развале двигателя для срельбы через полый вал редуктора и крепилась к фюзеляжу в трех точках — двух передних и одной задней. На втулке винта было установлено специальное приспособление с шарикоподшипником, центрирующее вал пушки относительно оси полого вала редуктора. Основные особенности 45-мм пушки и ее установки — тонкостенность ствола и малое значение радиального зазора (0,75 мм) между стволом пушки и полым валом редуктора двигателя, вследствие малого отверстия вала (55 мм). На расстоянии 650 мм от дульного среза толщина стенки 45-мм ствола равнялась 3,75 мм против 7,1 мм у штатного ствола 37-мм пушки.

Сила отдачи 45-мм пушки по сравнению с 37-мм увеличилась на 1475 кг и составляла 6975 кг. Для уменьшения отдачи ствол был впервые снабжен мощным дульным тормозом, поглощавшим до 85% энергии отдачи пушки. Дульный тормоз выступал из кока винта на 370 мм, вследствие чего общая длина Як-9К составляла 8,87 м против 8,66 м у Як-9Т и 8,50 м — у двухбачного Як-9.

Питание пушки, — непрерывное, ленточное. Емкость патронных ящиков — 29 снарядов для пушки и 200 патронов — для пулемета УБС. Гильзы и звенья пушки и пулемета собирались в специальные сборники. На приборной доске в кабине летчика был установлен счетчик оставшихся снарядов пушки. Управление огнем — комбинированное пневмоэлектрическое. Стрельбу из пушки и пулемета можно было вести раздельно и одновременно от двух электрокнопок, расположенных на ручке управления самолетом. Имелся коллиматорный прицел ПБП-1а.

Кроме изменений, связанных с усилением вооружения, на Як-9К был увеличен запас топлива с 322 (у Як-9) до 475 кг за счет установки в крыле четырех бензобаков вместо трех, изъят расходный бачок и установлен перекрывной пожарный бензокран, установлены прозрачная броня в передней части козырька и за головой летчика, механическое (ручное) управление заслонкой водорадиатора вместо электрического типа АРТ-41, приемопередающая радиостанция вместо приемной, вариометр ВР-2, ручное управление стопором хвостового колеса вместо автоматического (связанного с педалями). В результате полетная масса увеличилась до 3028 кг.

По массе секундного залпа (5,53 кг/с) Як-9К превосходил все отечественные и зарубежные истребители: Як-9Т — в 1,48 раза, Me-109G-2 пятиточечный в 1,27 раза, трехточечный — в 3,30 раза, FW-190A-8 — в 1,64 раза. Як-9К вполне удовлетворял предъявляемым к истребителям требованиям по мощности огня, но имел для своей полетной массы недостаточно мощный двигатель и, вследствие этого, недостаточно высокие летнотактические характеристики, особенно по сравнению с уже поступавшими на вооружение новыми истребителями Як-3 и Як-9У.

Из-за увеличения полетной массы максимальная скорость Як-9К по сравнению с Як-9Т уменьшилась у земли — на 2-15 км/ч и на высоте 5000м — на 40-27 км/ч; время набора высоты 5000 м увеличилось до 6,5 мин (на 1,0 мин); вертикальная и горизонтальная маневренность и взлетно-посадочные свойства также несколько ухудшились. По технике пилотирования Як-9К практически ничем не отличался от Як-9Т и других самолетов «Як», имеющих с ним одинаковую полетную массу.

Отдача пушки калибра 45 мм воздействовала на самолет значительно больше, чем при калибре 37 мм. Чем больше была скорость полета и угол пикирования, тем меньшее влияние на самолет оказывала отдача. При стрельбе на скорости меньше 350 км/ч самолет резко разворачивался, а летчик при этом на своем сидении совершал резкие движения вперед-назад. Прицельная стрельба была возможна и эффективна на скоростях, больших 350 км/ч, и при коротких очередях в 2-3 выстрела. Большая сила отдачи пушки НС-45 оказывала существенное влияние на конструкцию самолета, приводя к течи масла и воды через различные уплотнения и трещины в трубопроводах, радиаторах и т.д.

Як-9К, также как и другие истребители Як-9, обладал высокими живучестью и надежностью. Так, один из Як-9К в воздушном бою получил шесть пробоин от снарядов калибра 20 мм, причем был пробит в двух местах маслобак, перебит задний лонжерон крыла, вырвана обшивка фюзеляжа площадью 0,75 мг. Несмотря на столь серьезные повреждения, Як-9К после этого пролетел более 100 км и благополучно приземлился на своем аэродроме.

В октябре 1943 года в НИИ ВВС начались испытания истребителя Як-9ТК, на котором отрабатывали возможность установки в развале цилиндров мотора различных пушек, в том числе ШВАК, ВЯ-23, НС-37 и НС-45. Каждое из этих орудий требовало свои крепления, звенье- и гильзосборники, патронные коробки и т.д. Полной унификации этих узлов добиться было невозможно.

Пушки Нудельмана и Суранова (111П, серийное обозначение НС-45), а также Шпитального (Ш-45) прошли всесторонние испытания в НИИ ВВС. Эти орудия создавались на базе своих 37-мм вариантов (НС-37 и Ш-37, соответственно).

Моторный вариант пушки Ш-45 установили на серийный Як-9Т (№ 01-64), выпущенный авиазаводом № 153. Государственные испытания на истребителе орудие не прошло. Отметили недостаточную надежность автоматики и низкую живучесть деталей пушки.

Практически одновременно с Ш-45, в НИИ ВВС начались испытания мотор-пушки 111П (НС-45), установленной на выпущенном заводом № 153 серийном истребителе Як-9Т (№ 01-21). Испытания проводили летчик-испытатель — майор В.Е.Голофастов и инженер-майор А.Т.Степанец. Государственные испытания проходили в НИИ ВВС в период с 12 января по 8 апреля 1944 года.

Летные и взлетно-посадочные характеристики, а также маневренность, “Яка” с 45-мм пушкой ухудшились. А пилотажные качества самолета остались такими же, как и у истребителя Як-9Т с 37-мм пушкой.

В апреле-июле 1944 года была построена войсковая серия из 53 Як-9К.

Як-9К в двухбачковом варианте с запасом горючего 350 кг (консольные бензобаки до начала испытаний были сняты) проходил войсковые испытания (всего 44 самолета) в 274 ИАП 278 ИАД и в 812 ИАП 65 ИАД в два этапа: с 13 августа по 18 сентября 1944 года на 3-м Белорусском фронте и с 15 января по 15 февраля 1945 года на 1-м Белорусском фронте. Председатель комиссии — командир 6 ИАК генерал-лейтенант Е.Я.Савицкий, от НИИ ВВС — ведущий инженер по самолету А.А.Манучаров и по вооружению — А.Ф.Толпышкин.

Было выполнено 340 боевых самолето-вылетов общим налетом 402 ч. 03 мин., состоялся 51 воздушный бой. Воздушные бои проводились на высотах от 100 до 6000 м на 1-й скорости нагнетателя. Противниками были FW-190A-8, Me-109G-2 и G-6. Было сбито 12 истребителей противника (встреч с бомбардировщиками не было), из них 8 FW-190A-8 и 4 Me-109G-2; свои потери — один Як-9К.

Средний расход боеприпасов калибра 45 мм на один сбитый самолет противника составил 10 снарядов. При атаках воздушных целей стрельба произродилась с дистанции 100-400 м. Попадание одного снаряда уничтожало самолет противника (взрыв, разрушение). При атаках наземных целей попадание одного снаряда разрушало и поджигало автомашину, деревянные строения и т.д.

В большинстве случаев Як-9К были ведущими пар, а ведомыми — какие-либо легкие самолеты типа Як-3 или Як-1. Основной задачей ведущих была атака самолетов противника, а ведомых — прикрытие ведущего от атак истребителей.

Як-9К отлично проявил себя в боях в Донбассе, Мелитополе, Николаеве, Крыму, Севастополе, Витебско-Минской и Берлинской операциях, особенно при неоднократных блокированиях аэродромов противника. Як-9К рекомендовался для принятия на вооружение как основной тип истребителя активных наступательных действий, предназначенный для уничтожения бомбардировщиков с дистанций 400-600 м, активной блокировки аэродромов, уничтожения наземных целей.

В массовое производство Як-9К не запускался ввиду недостаточной надежности пушки.

ЛТХ:

Модификация: Як-9К
Размах крыла, м: 9,74
Длина, м: 8,87
Высота, м: 3,00
Площадь крыла, м2: 17,15
Масса, кг
-пустого самолета: 2291
-нормальная взлетная: 3028
Тип двигателя: 1 х ПД ВК-105ПФ
-мощность, л.с.: 1 х 1180
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 518
-на высоте: 573
Практическая дальность, км: 598
Скороподъемность, м/мин: 769
Практический потолок, м: 10000
Экипаж: 1
Вооружение: одна 45-мм пушка НС-45 с боезапасом 29 снарядов и один (левый) синхроний 12,7-мм пулемет УБС с боезапасом 200 патронов.

2.Як-9К на испытаниях в НИИ ВВС

Прототип Як-9К на базе серийного Як-9Т № 01-21 с 45-мм пушкой на испытаниях в НИИ ВВС. Январь 1944 г.

1.Як-9К на испытаниях в НИИ ВВС

Истребитель Як-9К на испытаниях в НИИ ВВС.

3.Як-9К из 3-го истребительном авиакорпуса.

Истребитель Як-9К на войсковых испытаниях в 3-м истребительном авиакорпусе.

Истребитель Як-9К.

Истребитель Як-9К.

Герой Советского Союза капитан С.И.Маковский у своего Як-9К. 43 ИАП.

4.Як-9К. Рисунок.

Як-9К. Рисунок.

Як-9К. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.Т.Степанец. Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны.
Архив-Пресс. Дмитрий Лейпник. Як-9 : рядовые небес.
«Война в воздухе» №№ 31-34. Истребители Як-1;-3;-7;-9 во Второй Мировой войне.