Гидроавиатранспорт «ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I».
Бывший пассажирский пароход РОПиТа, построенный в 1913 году на верфях «John Brown & Co. Ltd.» в г. Клайдбенк в Шотландии. После начала Первой Мировой войны был мобилизован, вооружён и включён в состав Черноморского флота как вспомогательный крейсер 2-го класса. 4 декабря 1914 года командующий Черноморским флотом доложил морскому министру: «Установка авиационного оборудования на вспомогательный крейсер «Император Николай I» завершена, а работы на таком же судне «Император Александр I» будут закончены в начале следующего года».
Пароход РОПиТ «Император Николай I».
В начале 1915 года «Император Николай I» стал авианесущим кораблем Черноморского флота — гидроавиатранспортом. На нем были установлены восемь орудий и два пулемёта, он стал принимать на борт до 8 гидросамолётов, которые базировались в Севастополе и грузились на корабль во время выхода в море. По прибытию гидроавиатранспорта в точку развёртывания все самолёты могли быть в течение часа спущены на воду.
Гидроавиатранспорт «Император Николай I».
Гидроавиатранспорт «Император Николай I».
Гидроавиатранспорт «Император Николай I».
«Император Николай I» первым среди авианесущих кораблей Черноморского флота 26 февраля (11 марта) 1915 года вышел в море с четырьмя гидросамолетами «Curtiss» Model D на борту в составе отряда из пяти линейных кораблей и проследовал к берегам Румынии имея задачей разведать район Инеболу перед его обстрелом кораблями. В дальнейшем он участвовал во многих боях у побережья Румынии, Болгарии и Турции, проводил бомбардировки береговых батарей охранявших вход в Босфор, принимал участие 17 марта 1915 года в атаке на турецкий порт Зонгулдак (также — Зунгулдак), был задействован в Трапезундской и прочих известных операциях Черноморского флота.
Была попытки применить для базирования на гидроавиатранспорте «Император Николай I» летающие лодки «Curtiss» Model F/К, но из-за ненадежности этих аппаратов их применение было затруднено и на гидроавиатранспортах они не применялись.
«Curtiss» Model F во время приемки русскими властями.
Гидроавиатранспорт «Император Николай I» во время подъема на борт гидросамолета «Curtiss» Model К.
Из доклада Стаховского: «К октябрю (1915 г. — прим. редактора) количество лётчиков, с учётом обучающихся, возросло до 28, количество самолётов до 22. В первом корабельном отряде (вспомогательное судно «Император Александр 1-й») числилось шесть Щетининых (имеются ввиду летающие лодки М-5 — прим. редактора). Во втором отряде («Император Николай 1-й») также шесть Щетининых. В Круглой бухте: один Щетинин (боевой); учебные «Моран» и шесть «Кертиссов».»
Летающая лодка М-5 из состава корабельного авиаотряда гидрокрейсера «Император Николай I», 1916 г. Рисунок.
В конце октября 1915 года ударная группа из линкоров: «Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», крейсера «Память Меркурия», шести миноносцев, четырех минных заградителей получила задачу обстреливать побережье противника. В группу обеспечения вошли линкор «Императрица Мария» (под флагом адмирала Эбергарда), крейсер «Кагул» и четыре миноносца. Из Севастополя вышел дополнительный отряд из авиатранспорта, вспомогательного крейсера и миноносцев.
Утром 24 октября 1915 года на авиатранспорт «Император Николай I» погрузили семь М-5, доставили личный состав авиационной части. До участников довели план операции. Для своевременного получения данных о целях предполагалось поднимать самолёты на разведку за 20 миль до Варненского залива. Отряду из семи гидросамолётов поставили задачу:
— поиск подводных лодок;
— уточнение положения батарей, указанных в донесении консула Рагозина;
— опознавание плавсредств в порту;
— бомбардировка сооружений, имеющих военное значение и укреплений порта Варна.
27 октября 1915 г. в 5 ч. 57 мин. с «Императрицы Марии» поступила команда, переданная заведующим авиацией флота: «Спустить гидро!». В 6 ч. 15 мин. взлетел лейтенант Марченко с наблюдателем унтер-офицером А.Демченко, доложивший после посадки о батареях у общественного сада и еврейского кладбища, обстрелявших самолёт. В порту у мола находился крейсер, два миноносца, пять пароходов, баржа. Было сброшено четыре бомбы (2 по 8 фунтов и 2 по 1 пуду 10 фунтов), сфотографирован порт и город Варна.
В 6 ч. 16 мин. взлетел лейтенант Ламанов с наблюдателем мотористом Захаренко. Подводных лодок и судов он не обнаружил, а положение батарей на южном и северном берегу совпали с донесениями консула Рогозина. Батарея у еврейского кладбища была полевая из четырёх орудий. В 6 ч. 36 мин. взлетел лейтенант Качинский с наблюдателем унтер-офицером Яковенко. Кроме расположения батарей экипаж обнаружил западнее Галаты временное полевое укрепление. Летчики удачно отбомбились — взорвали каменный пакгауз на набережной, произвели фотосъёмку. В 6 ч. 49 мин. взлетел Коведяев с наблюдателем унтер-офицером Волынским. Но им не повезло. Через 44 миниты они вернулись из-за неустойчивой работы мотора. После устранения неисправности Коведяев вновь вылетел с мотористом Артюховым. Вернувшись через час он доложил, что Галатская батарея, мол и портовые сооружения Варны накрыты, наблюдаются пожары.
В период с 7 ч. 38 мин. и до окончания полётов в 10 ч. вылеты на разведку выполнили охотник на правах вольноопределяющегося Сосновский с наблюдателем лейтенантом Михайловым. Затем летал лейтенант Юнкер с унтер-офицером Аристовым. В 10 ч. 10 мин. все гидросамолёты были на своих местах на авиатранспорте «Император Николай I». Во время налёта на Варну лётчики находились под ружейным и пушечным огнём пяти батарей, но поражений самолётов не было. Все сделанные фотоснимки оказались достаточного качества. Из семи аэропланов в полётах участвовало только шесть, поскольку на одном из самолётов мотор неустойчиво работал уже на разбеге.
К весне 1916 года в трёх корабельных отрядах («Николай I», «Александр I» и «Алмаз») и семи береговых числилось 34 исправных самолета и 11 самолётов находилось в ремонте. Авиатранспорты базировались в Севастополе, береговые отряды в Батуме, Сухуме, Ризе и Севастополе.
31 декабря 1916 года командующий Черноморским флотом вице-адмирал Александр Васильевич Колчак издал приказ № 227 согласно которому «Император Николай I» был зачислен в отряд корабельной авиации в составе авианесущих судов «Император Николай I», «Император Александр I», «Румыния», и «Алмаз».
Гидроавиатранспорты Черноморского флота «Император Александр I», «Император Николай I», «Румыния».
После февральского переворота, 11 мая 1917 года «Император Николай I» был переименован в «Авиатор». 24-27 мая 1917 года «Авиатор» вместе с тремя эскадренными миноносцами совершил свой последний боевой поход на аэрофотосъемку и бомбардировку Синопа. Заключение Брестского мира подвело черту под хроникой участия этого авианесущего корабля в Первой Мировой войне.
В 1921 году, после революционной чехарды, в конечном итоге, корабль был продан французской судоходной компании «Compagnie des Messageries Maritimes» (MM), Марсель, и переименован в «Пьер Лоти». 12 декабря 1942 года на переходе Лагос-Либревиль «Пьер Лоти» сел на мель у побережья Габона в Гвинейском заливе, был покинут экипажом, и 11 апреля 1943 года разбит штормом.
ТТХ:
Водоизмещение, т: 9240
Длина, м: 117
Ширина, м: 15
Осадка, м: 6,25
Силовая установка: 2 х паровые машины
— мощность, л.с.: 2 х 2550
Скорость полного хода, уз: 15
Вооружение: 6 х 120-мм орудий, 2 х 47-мм орудия, 2 х 7,62-мм пулемета
Авиаотряд: до 8 летающих лодок временного базирования.
.
.
Список источников:
Журнал «Авиация и космонавтика» №№ 02; 07; 09 за 2011 г. Анатолий Артемьев. Морская авиация отечества в Первой мировой.
В.Л.Герасимов. Отечественная морская авиация в Первую мировую войну.