Истребитель-перехватчик МиГ-15Пбис (СП-1).

Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1949 г.0.бисп

МиГ-15Пбис (СП-1) — истребитель-перехватчик с радиолокатором «Торий-А». Построен на базе серийного МиГ-15 № 102005. В связи с установкой РЛС на самолете были изменены внешние обводы носовой части фюзеляжа (до 9-го шпангоута) и форма козырька, а фюзеляж удлинен на 120 мм. Хвостовая часть также несколько подверглась изменению, вследствие установки двигателя ВК-1. Угол поперечного V крыла увеличен до -3°, увеличена аэродинамическая компенсация рулей высоты и направления до 22%, в системе управления элеронами установлен бустер Б-7. Кроме того, изменилась форма и расположение тормозных щитков.

Вооружение состояло из одной пушки Н-37 с боезапасом 45 патронов. В связи с новой компоновкой оружия и в целях максимального приближения оси пушки Н-37 к оси самолета вилка переднего колеса заменена полувилкой. Передняя стойка вынесена вперед на 80 мм, а щиток носового колеса выполнен одностворчатым. Перехватчик оснащался оборудованием слепой посадки ОСП-48, радиостанцией РСИУ-3 и прицелом ПКИ-1.

Самолет закончен в производстве и сдан на летные испытания в апреле 1949 года. Заводские испытания, которые проводили летчики-испытатели А.Н.Чернобуров и Г.А.Седов, в намеченные сроки полностью выполнить не удалось, вследствие неудовлетворительной работы еще не доведенного двигателя ВК-1 и несвоевременной поставки радиолокационного оборудования НИИ-17.

Несмотря на трудности, возникшие в процессе испытаний и доводки, 31 января 1950 года самолет СП-1 был предъявлен в ГК НИИ ВВС для проведения государственных испытаний, которые закончились 20 мая. Самолет получил неудовлетворительную оценку и из-за плохой работы РЛС «Торий-А» был признан несоответствующим требованиям к истребителю-перехватчику ПВО, действующему в сложных метеоусловиях.

С целью накопления опыта в частях ВВС по практическому применению и эксплуатации самолетов с РЛС, было рекомендовано построить малую серию истребителей-перехватчиков СП-1. В связи с этим и в соответствии с приказом МАП от 28 декабря 1950 года на заводе № 1 в 1951 году построили малую серию из 5 самолетов для использования их в учебных целях. Отработку серийных чертежей самолета, названного МиГ-15Пбис, выполнило ОКБ-155 с учетом замечаний, имеющихся в акте по госиспытаниям.

ЛТХ:

Модификация: МиГ-15Пбис (СП-1)
Размах крыла, м: 10,08
Длина самолета, м: 10,23
Высота самолета, м: 3,70
Площадь крыла, м2: 20,60
Масса, кг
-пустого самолета: 3760
-нормальная взлетная: 5080
Топливо, л: 1400
Тип двигателя: 1 х ТРД ВК-1
Максимальная тяга: 1 х 2700
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 1015
-на высоте: 1022
Практическая дальность, км: 1115
Макс. скороподъемность, м/мин: 2724
Практический потолок, м: 14700
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 1 х 37-мм пушка Н-37 (боезапас — 45 снарядов).

1..

Опытный истребитель-перехватчик МиГ-15Пбис (СП-1).

2..

Опытный истребитель-перехватчик МиГ-15Пбис (СП-1).

3..

Опытный истребитель-перехватчик МиГ-15Пбис (СП-1).

4..

Опытный истребитель-перехватчик МиГ-15Пбис (СП-1).

5..

Опытный истребитель-перехватчик МиГ-15Пбис (СП-1).

6..

Опытный истребитель-перехватчик МиГ-15Пбис (СП-1).

7..

Вооружение МиГ-15Пбис (СП-1).

.

.

Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
Крылья Родины. Евгений Арсеньев. «Рядовой» авиации.
Крылья Родины. Л.Эгенбург. МиГ-15.
Армада. Евгений Арсеньев, Леонид Крылов. Истребитель МиГ-15.
М-Хобби. Евгений Арсеньев. Штрихи к портрету МиГ-15.