Истребитель Су-3.

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: СССР
Первый полет: 1941 г.0.Су-3.

Постановление «О создании новых опытных самолетов-истребителей в 1939-1940 гг.» обязывало главного конструктора П.О.Сухого и директора завода № 135 Нейштадта спроектировать и построить одноместный пушечный истребитель в двух вариантах.

Первый из них должен был иметь мотор М-105П с турбокомпрессором ТК-2. Второй вариант самолета планировался с мотором М-106П и ТК-2. Он должен был обладать несколько лучшими летными характеристиками: максимальная скорость 580-600 км/ч на высоте 6000 метров, на 8000-10000 метрах — 620-640 км/ч при тех же посадочной скорости, скороподъемности и дальности полета. Вооружение представлялось из мотор-пушки ШВАК калибра 20-мм и дополнялось двумя синхронными пулеметами УльтраШКАС.

Первый опытный экземпляр И-135 в соответствии с заказом № 330 построили к 25 мая 1940 года на 135-м заводе (потом, в декабре того же года эту машину переименовали в Су-1).

Второй экземпляр И-135 (заказ № 360) достраивали на заводе № 135 под руководством нового главного конструктора — П.Д.Грушина. Из-за отсутствия двигателя М-106 на нем установили М-105. Эта машина, получившая обозначение Су-3, в незаконченном виде 17 января 1941 года прибыла на завод № 289 для покраски, установки винта и доработок по маслорадиаторам, центроплану и капоту. К середине апреля самолет Су-3 был готов к проведению заводских летных испытаний. Однако в связи с выявившейся нецелесообразностью дальнейшие работы по самолетам Су-1 и Су-3 были прекращены совместным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 апреля 1941 года. После выхода постановления самолет Су-1 до начала мая совершил еще несколько полетов, а Су-3 был законсервирован.

О дальнейшей судьбе этих самолетов известно мало. По некоторым сведениям самолет Су-1 сильно повредили в процессе эвакуации и больше не восстанавливали. Что касается самолета Су-3, то он был эвакуирован в Новосибирский филиал ЛИИ НКАП. По сводкам НИИ ВВС в марте-апреле 1942 года по решению руководства ЛИИ проводилась НИР «…по рациональности применения ТК на современных истребителях…». Для этих целей использовался самолет Су-3. В процессе исследовательских полетов было выявлено, что полностью открытые створки водорадиатора приводили к тряске хвостового оперения. Тряску устранили путем установки створок измененной формы.

Краткое техническое описание.

Скоростной истребитель Су-3, предназначенный «для ведения активного боя на перехвате или догоне», представлял собой одноместный моноплан смешанной конструкции с низкорасположенным крылом.
Фюзеляж по конструкции — деревянный полумонокок овального сечения, выполненный без технологических разъемов. Силовой каркас состоял из четырех лонжеронов переменного сечения, стрингеров, шпангоутов и обшивки, выклеенной из шпона. К переднему шпангоуту крепилась сварная рама ферменной конструкции, на которой размещался двигатель М-105П и вооружение, закапотированные легкосъемными металлическими крышками.
В средней части фюзеляжа располагалась кабина пилота, закрытая прозрачным фонарем, а под полом — бензобак. В хвостовой части находился канал водорадиатора и размещалось оборудование.

Свободнонесущее цельнометаллическое крыло состояло из двух отъемных консолей. Силовой каркас крыла включал в себя стальной лонжерон, заднюю стенку, нервюры и обшивку, выполненные из дюралюминия. Элероны имели дюралевый каркас и полотняную обшивку. На левом элероне располагался триммер.

Хвостовое оперение включало в себя киль с рулем поворота и стабилизатор с рулем высоты. Киль выклеивался за одно целое с фюзеляжем и имел два лонжерона коробчатого типа. Стабилизатор состоял из трех продольных стенок, набора стрингеров и обшивки, выполненных из дюралюминия. Каркас руля поворота и руля высоты — дюралевый с полотняной обшивкой. Руль поворота и рули высоты имели триммеры.

Шасси — трехопорное с хвостовым колесом. Основные опоры убирались назад в центроплан с поворотом колес относительно опор на 90 град.. Хвостовое колесо убиралось в фюзеляж. Уборка и выпуск шасси осуществлялись при помощи гидросистемы.

Система управления самолетом — смешанная. Управление рулем высоты и элеронами при помощи жестких тяг, а рулем поворота — тросовое.

Силовая установка состояла из поршневого авиационного двигателя жидкостного охлаждения М-105П, мощностью 1100 л.с. и трехлопастного воздушного винта ВИШ-61. Система охлаждения — водяная, замкнутая, под давлением. Водорадиатор располагался в специальном канале хвостовой части фюзеляжа. Вход охлаждающего воздуха в канал осуществлялся через подфюзеляжный воздухозаборник, а выход — в верхней части фюзеляжа, перед килем. Регулировка охлаждения радиатора выполнялась при помощи створок с механическим управлением.

Маслорадиатор помещался под передней частью двигателя М-105П. Протектированный фибровый маслобак устанавливался в подкапотном пространстве над двигателем. Регулировка температурных режимов масла осуществлялась автоматическим и ручным способом.

Для повышения высотности двигатель имел комбинированную систему наддува, включавшую двухскоростной приводной центробежный нагнетатель (ПЦН) и два турбокомпрессора ТК-2.

Топливо размещалось в протектированном фибровом бензобаке на 250 кг. Предусматривалась возможность установки под левой консолью крыла подвесного бака на 150 кг.

В состав вооружения входила мотор-пушка ШВАК калибра 20мм, с боезапасом 190 патронов, укрепленная в развале цилиндров и стреляющая через полый вал редуктора, и два синхронных пулемета ШКАС с суммарным боезапасом 1800 патронов.

В перегрузочном варианте предусматривалась бомбовая нагрузка до 100кг.

Самолет имел броневую защиту летчика и водяного радиатора от обстрела сзади.

ЛТХ:

Модификация: Су-3
Размах крыла, м: 10,10
Длина, м: 8,42
Высота, м: 2,71
Площадь крыла, м2: 18,00
Масса, кг
-пустого самолета: 2496
-максимальная взлетная: 2992
Тип двигателя: 1 х ПД М-105П
-мощность, л.с.: 1 х 1100
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 500
-на высоте: 638
Крейсерская скорость, км/ч: 570
Практическая дальность, км: 700
Макс. скороподъемность, м/мин: 910
Практический потолок, м: 11900
Экипаж: 1
Вооружение: 1 х 20-мм пушка ШВАК и 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС.

1.Истребитель Су-3.

Истребитель Су-3.

3.Турбокомпрессор ТК-2 на Су-3.

Турбокомпрессор ТК-2 на истребителе Су-3.

5.Су-3. Рисунок.

Су-3. Рисунок.

6-su-1-i-su-3-chertezh-1

Су-1 и Су-3. Чертеж.

Су-3. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Крылья Родины. Владимир Проклов. Истребители П.О.Сухого периода второй мировой войны.
Авиация и Космонавтика. Владимир Перов, Владимир Проклов, Олег Растренин. Истребители ОКБ П.О.Сухого.
Николай Гордюков. Высотные истребители-перехватчики Су-1 и Су-3.
Крылья Родины. «Двойники» Су.