Самолёт «Россия-А».
Разработчик: ПРТВ, Н.В.Ребиков
Страна: Российская Империя
Первый полет: 1910 г.
Организованный в Санкт-Петербурге осенью 1909 года завод Первого Российского товарищества воздухоплавания (основателем ПРТВ был «заболевший» авиацией петербургский юрист С.С.Щетинин) начал свою деятельность с постройки самолетов под названием «Россия». Они были выпущены в феврале 1910 года. Руководил их постройкой инженер Николай Васильевич Ребиков.
Биплан «Россия-А» по своей схеме напоминал гибрид французских самолетов «Фарман-III» и «Соммер», но в гораздо лучшем конструктивном исполнении и с рядом существенных отличий. Обтяжка крыльев и оперения была сделана двусторонней, благодаря чему профиль был выдержан в полной мере. Выполнен был самолет очень чисто, без перетяжеления. Однако первый экземпляр самолета с двигателем «Renault» в 40 л.с. не мог взлететь и тогда был установлен более мощный двигатель — «Gnome» мощностью 50 л.с.
Еще до прохождения летных испытаний самолет «Россия-А» получил весной 1910 года на III международной автомобильной выставке в Петербурге награду — серебряную медаль военного министерства и был куплен Всероссийским императорским аэроклубом. Стоимость русского летательного аппарата была почти в полтора раза меньше стоимости иностранных аэропланов, и если Фарман продавал свои аппараты за 14 тысяч рублей, то за «Россию-А» Всероссийский аэроклуб заплатил заводу всего лишь 9 тысяч рублей.
Нам теперь кажется странным, что награду получил аэроплан, еще ни разу не поднимавшийся в воздух. Но самолет в основном воспроизводил известную конструкцию Фармана, и специалисты не сомневались в том, что он полетит. Если же учесть, что выпускаемые Фарманом во Франции самолеты были очень грубо и небрежно сделаны, в то время как самолет «Россия-А» восхищал тщательностью отделки, то станет понятной причина награды.
Самолет «Россия-А» привлек к себе внимание не только широкой публики, но и авиационных специалистов. Подполковник С.А.Ульянин, один из пионеров летания на воздушных змеях и организатор змеевых команд в русской армии, тщательно осмотрев аппарат, поднялся на нем в воздух. Совершив полет, Ульянин, только что возвратившийся из Франции после обучения в школе Фармана, дал высокую оценку первому русскому самолету, ничуть не уступающему заграничным машинам.
На самолетах «Россия-А», которых было построено 5 экземпляров, летали авиаторы Сегно, Срединский, Лебедев. В 1910 году на самолете «Россия-А» был установлен первый русский рекорд продолжительности полета — 15 минут. Все полеты были удачными. Первый экземпляр самолета экспонировался на III Международной автомобильной выставке 1910 года в Санкт-Петербурге и заводу был выдан за него приз.
На одном из самолетов «Россия-А» было переделано хвостовое оперение (по типу Farman F.III), оно было выполнено в более совершенной схеме — рули высоты и направления были сделаны раздельными, а не в виде, обычной для Фармана тех лет, коробки.
ЛТХ:
Самолет: «Россия-А»
Год выпуска: 1910
Двигатель, марка: «Gnome»
-мощность, л.с.: 50
Длина самолета, м: 12
Размах крыла, м: 10,5/7,0
Площадь крыла, м2: 38
Масса пустого, кг: 440
Масса топлива+ масла, кг: 30
Масса полной нагрузки, кг: 180
Полетная масса, кг: 620
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2: 16,3
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс: 12,4
Скорость максимальная у земли: 70
Подготовка самолета «Россия-А» к полету.
Пролет самолета «Россия-А» над публикой.
Самолет «Россия-А» на летном поле.
Авиатор-испытатель В.А.Лебедев готовится к полету.
Самолет «Россия-А» на выставке.
Самолет «Россия-А» с переделанным хвостовым оперением.
«Россия-А» с переделанным хвостовым оперением. Рисунок.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
М.Арлазоров. Рождение русской авиации.
Архив ЦГАКФФД.
История Отечественной авиапромышленности. Серийное самолетостроение. 1918-1928.