Дирижабль «АЛЬБАТРОС».
Страна: Российская Империя
Производитель: Ижорский завод
Конструктор: Б.В.Голубов, Д.С.Сухоржевский
Первый полет: осень 1912 г.
Тип: мягкий.
Удачные полеты дирижаблей «ГОЛУБЬ» и «СОКОЛ», показавшие соответствие их летно-технических характеристик расчетам, явились основанием для закладки в 1911 году на Ижорском заводе крупного дирижабля объемом 9600 куб.м, названного «АЛЬБАТРОС».
«АЛЬБАТРОС» — самый удачный образец аэростата среди первых дирижаблей, созданных русскими предприятиями до Первой Мировой войны. И хотя «АЛЬБАТРОС» 1912 года не превосходил по своим характеристикам французские дирижабли своего класса, появившиеся еще в 1910 году, он сумел занять достойное место в истории развития воздухоплавания России.
Способность развить скорость до 68 км/ч, достаточный потолок, мощные двигатели, алюминированная оболочка аэростата, которая предохраняла газ от нагревания солнечными лучами и одновременно маскировала дирижабль — с подобными характеристиками дирижабль «АЛЬБАТРОС» стал использоваться в качестве разведчика и бомбардировщика в Первую Мировую войну.
По некоторым данным, после одного пробного полета на стоянке в эллинге у «АЛЬБАТРОСа» лопнула оболочка, после чего дирижабль переделали и сменили название на «АЛЬБАТРОС-II».
В 1912 году по решению воздухоплавательного комитета Главного инженерного управления «АЛЬБАТРОС» было решено вооружить двумя пулеметами «максим» с 3000 патронов на каждый пулемет. И уже начиная с 15 августа 1912 года Офицерская воздухоплавательная школа успешно проводила опытные стрельбы с первых дирижаблей Российской империи, подготовленных к военным действиям. Кроме того, крупные аэростаты на время войны были снабжены приспособлениями для сбрасывания бомб. Известно, что аэростат «АЛЬБАТРОС» семь раз вылетал для бомбометания, но во всех случаях безрезультатно.
В начале лета 1914 года «АЛЬБАТРОС-II» находился в батальоне Офицерской воздухоплавательной школы и выполнял полеты с целью тренировок экипажей. В мае двигатели «Клеман-Байяр», которые полностью выработали свой ресурс, заменили на более надежные «Дансет-Жиле». «АЛЬБАТРОС-II» должен был перебазироваться на Дальний Восток, где для него строился эллинг, но с началом войны было принято решение отправить его на фронт. Командиром корабля стал Б.В.Голубов. Поступил приказ о подготовке дирижабля к перелету в Лиду, а затем на передовую базу в Белосток.
Полёт на аэростате прошёл достаточно благополучно: за 12 часов было пройдено около 780 км пути. За это время дирижабль лишь единожды сбился с пути и был обстрелян своими же часовыми, хотя сообщение о пути следования дирижабля передавалось во все узловые пункты маршрута (не первый и не последний раз в истории воздухоплавания в России, когда первые дирижабли обстреливались своими частями).
Вследствие ухудшившихся погодных условий, препятствовавших разведке на дирижабле, штаб Северо-Западного фронта поставил ему задачу осуществить ночную бомбардировку подъездных путей на подходах к Осовцу.
Вылет оказался неудачным: полёт на аэростате был прерван оружейным огнем 4-го Сибирского корпуса, только что прибывшего на фронт из Восточной Сибири и не предупрежденного о возможном пролете своего дирижабля. Оболочка аэростата получила множество пробоин, и так как строительство эллинга в Белостоке ещё не было закончено, дирижабль был переправлен в Брест-Литовск. Там дирижабль привели в порядок и в середине сентября он вернулся в Белосток.
В связи с новым назначением Б.Голубова, временно командиром дирижабля «АЛЬБАТРОС-II» стал А.Шабский. Полёту на аэростате в качестве разведчика мешали плохие погодные условия и в один из вылетов, 13 октября «АЛЬБАТРОС-II» потерпел аварию в сорока километрах от линии фронта. Исправить повреждения в полевых условиях оказалось невозможно, поэтому «АЛЬБАТРОС-II» был разобран.
ЛТХ:
Название: «АЛЬБАТРОС-II»
Длина, м: 77,0
Объем, м3: 9600
Диаметр максимальный, м: 14,8
Двигатель, марка: 1 х ПД «Клеман-Байяр»(«Clement Bayard»)
-мощность, кВт/л.с.: 2 x 118
Винты, кол-во/диаметр, м: 2 x 4,75
Число и объем баллонетов, м3: 2 х 1200
Полезная нагрузка, кг: 3530
Максимальное кол-во пассажиров: 7
Максимальная скорость, км/ч: 68
Потолок, м: 2400
Макс.продолжительность полета, ч: 20
Вооружение: с 1912 года два пулемёта «Максим».
Дирижабль «АЛЬБАТРОС». Зима 1912 г.
Дирижабль «АЛЬБАТРОС-II».
Дирижабль «АЛЬБАТРОС-II» над лесом.
Дирижабль «АЛЬБАТРОС-II» над лесом.
Дирижабль «АЛЬБАТРОС-II» над Санкт-Петербургом. 1912 г.
Боковая проекция дирижабля «АЛЬБАТРОС» из книги В.Немечека «Vojenska letadla» (том 1).
Дирижабль «АЛЬБАТРОС». Схема 1.
Дирижабль «АЛЬБАТРОС». Схема 2.
.
.
Список источников:
В.А.Обухович, С.П.Кульбака. Дирижабли на войне.
Сайт «Ретроплан». Дирижабль «АЛЬБАТРОС».
Е.Д.Карамышев. Фотоальбом «Управляемые аэростаты России и Советского Союза». 1925 г.